СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турист и паломник

Нажмите, чтобы узнать подробности

С давних времён люди стреми­лись узнавать новое, посещать не­известные места, знакомиться с нравами, обычаями разных наро­дов. А для этого отправлялись в дальние поездки, «ходили за три моря», собирались в паломниче­ство, путешествовали. Сегодня многие туристические агентства и паломнические службы предлагают свои услуги. Что же роднит туриста с паломником и что отличает их друг от друга? Почему поездка в другой город и знакомство с памят­никами архитектуры, музеями – это туризм, а посещение храмов, монастырей, святынь – это палом­ничество?

По определению словарей, слово туризм имеет два значения. Во-первых, это «вид спорта». Напри­мер, водный туризм, лыжный ту­ризм. Во-вторых – «вид путеше­ствий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями» (меж­дународный туризм). Соответ­ственно турист – это «человек, который занимается туризмом», «участник похода, тот, кто путеше­ствует с целью отдыха и самообра­зования». Слова турист и туризм понятны на любом языке. (Ср. нем. Тоиrist и Тоиrismus, англ. tоиrist, tоиrism, франц. tоиriste, tоиrisme и т. д. < tоиr «прогулка, поездка»).

Паломник (от лат. раlта «паль­ма») в своём исконном значении – это человек, посетивший Святую Землю и вернувшийся на родину с пальмовой ветвью. Так вплоть до конца XIX в. понималось это сло­во. Тех, кто посещал другие святые места, чаще называли богомольцами, странниками, пилигримами, каликами и т. д. Из истории Вала­ама можно узнать, что большую часть тех, кто посещал Северный Афон в XIX в., составляли «бого­мольцы-поклонники, те, кто при­бывал на остров с целью поклоне­ния Валаамским святыням и учас­тия в монастырских богослужени­ях» (Православный паломник. – 2005. – № 3). Из русских людей лишь немногие могли отправиться в далёкую Святую Землю, поэтому словом паломник стали называть человека, посещающего для покло­нения любую святыню.

Обычай хождения на поклонение православным святыням был широ­ко распространён на Руси с XI в., особенно среди крестьянства. На богомолье ходили чаще всего по обе­ту или просить благополучного раз­решения важных дел: перед свадь­бой, во время болезни, после несча­стных случаев. В паломничество именно ходили, транспортом пользо­вались в исключительных случаях (например, при пересечении моря).

Во время паломничества или хож­дения на богомолье была принята особая норма поведения: в дороге не вести пустых разговоров, не злосло­вить, не думать о мирских делах. О том, как ходили на богомолье рус­ские люди, можно прочитать, на­пример, в книге И. С. Шмелёва «Богомолье».

У слова паломник есть ещё одно значение: «книга, описывающая путешествия к святым местам». В древнерусской литературе известен «Паломник» игумена Даниила, со­держащий описание увиденного им в «хожении» от Царьграда до Иеру­салима. Эта книга пользовалась большой популярностью на протя­жении нескольких столетий. Разви­тием традиции «книжного» палом­ничества стало появление в 1885 г. журнала «Русский паломник» (его издание было прервано после рево­люции и возобновлено в начале 90-х годов), а с 2001 г. – «Православный паломник».

Жанр паломничества был воспри­нят европейской светской литерату­рой. Ср., например, такие сочине­ния, как «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона, «Паломниче­ство в страну Востока» Германа Гессе и «Исповедь паломника» П. Коэльо. Примерно в 30–40-е годы XX в. в русском языке слово паломник ста­ло использоваться в переносном зна­чении, зафиксированном в Словаре Дмитрия Николаевича Ушакова: «Тот, кто приходит, преимущественно в массе, для по­сещения каких-нибудь достоприме­чательных мест или людей», а со второй половины XX в. слово паломник в этом значении стало упо­требляться как синоним слова ту­рист, отличаясь от него лишь сти­листической окраской (высок.).

В наше время слово паломник ак­тивно употребляется не только в значении «богомолец», но и в сво­ём исконном смысле: всё больше людей посещают Иерусалим. Воз­рождается и традиция пеших па­ломничеств.

У туризма и паломничества раз­ные цели. Если туристические поездки совершают ради отдыха и по­лучения новых впечатлений, то па­ломничество – это «духовное дела­ние». Заметим, что святые места посещают не только богомольцы. Есть (и были) просто путешествен­ники, цель которых – отдохнуть, полюбоваться природой и архитек­турой.

В последние годы у наших сооте­чественников и у иностранных ту­ристов возросло стремление посе­щать православные святыни, не только ставшие памятниками архи­тектуры (как в Суздале), но и дей­ствующие монастыри и храмы. Мо­настыри и храмы всегда были не только религиозными, но и куль­турными центрами. Здесь веками хранились книги, иконы, произве­дения прикладного искусства, из­делия народных промыслов.

Для организации поездок по мона­стырям и храмам создаются паломнические службы, которые строят свои программы с учётом раз­личий между туристами и палом­никами: по-разному проводятся ме­роприятия, специально подбираются экскурсоводы. Паломники участву­ют в богослужениях, несут послуша­ния. Работа с туристами во многом носит просветительский характер.

Словосочетания паломнический туризм, кругосветное паломничество, паломничество с комфор­том свидетельствуют о расшире­нии значения слова паломник и его производных.

Источник: Бугаева И. В. Турист и паломник // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 3. – С. 23–24.

«Паломник». Акварель И. Е. Репина

Категория: Русский язык
19.06.2017 22:35


© 2017 764

Рекомендуем курсы ПК и ПП