СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творческая мастерская по теме «Проектно-исследовательская деятельность – основа формирования естественнонаучного мировоззрения и социальной компетентности»
Из опыта работы учителя химии МАОУ Гимназия№1 города Балаково Саратовской области
Каршиной Татьяны Евгеньевны
В современном мире способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становится важнейшим фактором. Поэтому в своей работе применяю приёмы и методы проектно – исследовательской деятельности, которые составляют процесс качественного, целенаправленного, сознательного создания благоприятных условий для преобразования социального опыта в достояние гимназиста. Представленный мною опыт собственной педагогической деятельности, затрагивает преобразовательный характер проектно-исследовательской компетентности. Считаю, что хорошие предметные результаты по химии достигаются в процессе уроков, но в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как обучающийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Использование мною таких видов деятельности как: уроки с элементами исследований, проблемный эксперимент, развивающие практикумы, естественнонаучные и мультимедийные проекты, дидактические ролевые игры, заседания НОУ «Эврика» (отделение химия), олимпиада по предмету - способствует совершенствованию характера учебной деятельности и саморазвитию личностной сферы гимназиста. Построение проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие у гимназистов навыков самостоятельного овладения знаниями, творческого восприятия естественных наук, исследовательских умений и навыков, аналитического и критического мышления. В своей работе по проектированию проектно-исследовательской деятельности я опираюсь на технологию развивающего обучения, основой которого является мыследеятельностный подход. Формы организации проектно-исследовательской деятельности разные, как урочные, так и внеурочные. В каждой из этих форм присутствуют следующие моменты: - продумывание возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставление им возможности высказывать оригинальные идеи и гипотезы; - усиление экспериментальной составляющей занятий, ориентированной на развитие и саморазвитие; - организация обмена мыслями, мнениями, оценками; - стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей; - побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям; - стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
В основе эвристического метода на уроках-исследованиях лежит мыследеятельностный подход, что приводит: • к усложнению содержания учебной деятельности; • углублению и большую абстрактность предлагаемого материала; доминированию развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; • сочетанию уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; включению учащегося в проектно- исследовательскую практику; • высокую самостоятельность учащегося в учебной деятельности; формированию способностей к критичности мышления; • сочетанию индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Методикой проведения таких уроков, например, «Вода- вещество номер один», «Цвет и вещество», «Свеча источник Света и Тепла», делилась на страницах газеты «Первое сентября», методического сборника Педагогического общества Саратовского отделения и мастер-классов областных слётов ассоциации победителей и участников конкурса «Учитель года» и Победителей конкурса лучших учителей Российской Федерации. Мною был разработан Развивающий практикум «Растительные пигменты». Серия проблемно-поисковых занятий по изучению бетулина, порфиринов, флавонов, флавонолов, антоцианов, пирокатехинов, хлорофилла, каротиноидов - пигментов растительного мира используются как в урочное, так и во внеурочное время. В методическом журнале «Химия в школе» печаталась статья «Развивающий практикум как основа формирования творческого мышления учащихся». Использование исследовательского метода на этих занятиях даёт учащимся приобретение навыков творческого мышления через деятельность, моделирующую научную. Эти занятия изменяют прежде нейтральные отношения гимназистов к природным процессам, появляется внутреннее влечение и потребность расширять круг вещей, имеющих побудительную силу познания. Они пронизаны единством опытно-экспериментального и теоретического познания, что расширяет кругозор гимназистов и приобщает их к экологической культуре. Гимназисты учатся переносить навыки творческого поведения из экспериментальной ситуации в житейскую. Они находятся в ситуации мировоззренческой оценки событий. При этом их отношение к окружающему миру связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Именно на занятиях происходит формирование в сознании гимназистов многогранной картины мира. Учащиеся на своём личном опыте убеждаются в преобразующей силе науки, а метапредметность формирует у них многогранную картину мира. Проектно-исследовательская работа из серии «Пигменты растительного мира»: «Рождение антоциановой акварели и яичной темперы», «Почему этот зелёный мир зелен?», «Всегда ли хлорофилл зелёный?», «Палитра сада и огорода» хорошо укладывается в парадигму мыследеятельностной педагогики, так как гимназист может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Наработанные материалы гимназисты используют при проведении «Эвристических часов» для младших школьников. Именно на этих развивающих занятиях происходит формирование в сознании младших гимназистов многогранной картины мира. Логический синтез знаний устанавливает причинно-следственные связи и на личном опыте гимназисты убеждаются в преобразующей силе науки, познаваемости мира. Отрадно отметить, что интересное проведение этих занятий увлекает юных гимназистов в мир поисков, экспериментов. И некоторые из них следуют примерам своих старших наставников, представляя результаты проектов и мини исследований на научно-практические конференции, фестивали, конкурсы различных уровней. На слайде представлены фото-свидетельства учащихся 3, 4 и 6 классов. Большую роль в системе учебных занятий выполняет проблемный развивающий эксперимент, главной задачей которого является развитие мышления и формирование экспериментальных умений и навыков. Уроки «Почему мыло моет?», «Камни Российской империи», «Гетероциклы-палитра цветочного мира» представлялись на площадке баркемп с использованием Skyp –технологии. Например,
Выполнение интегральных проектов-исследований из серии «Легенда и быль о продуктах» имело конечный результат- проведение заседаний НОУ по типу интеллектуальной дидактической ролевой игры с элементами исследований. Темы заседаний НОУ « Аб ово (всё о яйце)», «Тцай - йе (молодой листик чая)», «Мёд- древнейший продукт питания» «Чашечка чая – вред или польза?» «Реальная действительность снеков», «Чёрный кофе-дар Востока», «Чоколатль - пища богов?!», «Пища, приготовленная самой природой. Молоко», «Тайны щепотки соли» у гимназистов воссоздают и усваивают общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется их самоуправление поведением, проявляется мыслительная гибкость. Они оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, фиксировать и описывать его, грамотно проводить наблюдения. Мои наблюдения показывают, что при подготовке и проведении заседаний НОУ наблюдается главная трудность - обретение ими внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые делают их людьми способными поступать самостоятельно и компетентно. Поэтому наряду с формированием исследовательской компетентности гимназистов, построение и выполнение этих проектов - исследований подчинено формированию у них социальной компетентности, благодаря которой они приобретают желание действовать в области межличностных отношений, способность изъясняться, выражать свои знания, мнение, а также выслушивать критику и спорить. Это в будущем поможет предопределить успех или неудачу в жизненных ситуациях. Диагностирование мотивов стремления к успеху и избегания неудачи у гимназистов показывает преобладание мотив стремления к успеху в 77% случаев. В то же время для 23% испытуемых ведущим оказался мотив избегания неудачи. Данные гистограмм показывают – при участии в проектно-исследовательской деятельности у учащихся возникает устойчивая мотивация к изучению химии, а также устойчивая мотивация к самой проектно-исследовательской деятельности. На ряду с активизацией процесса включения гимназистов в активную познавательную деятельность имеются проблемы. Многие гимназисты не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно презентовать результаты. Потому при составлении циклограмм работы НОУ «Эврика» (секция химии) я уделяю внимание методическому сопровождению, обучению элементами НОТ проектно-исследовательской деятельности. Думаю, что и высокие показатели ЕГЭ по химии у наших гимназистов, которые отражены в сравнительной таблице, есть результат их вовлечения в познавательную деятельность.
Проекты «Подземные дворцы» (Металлы), «Металл средневековья» (тема «Железо»), «Есть ли альтернатива материнскому молоку» (тема «Белки»), «Излечим ли рахит?», «Чья болезнь «куриная слепота?» (тема «БАВ»), «Камни короны Российской Империи» (тема «Соединения алюминия»), «Проблемы утилизации школьного мусора», «Бояться ли последователей «Греческого огня» Плутарха?» «Влияние углекислого газа учебных помещений на состояние здоровья школьников», «Может ли химик быть воздухоплавателем?», «Мыльный пузырь и нанотехнологии», «УНТ в лечении головного мозга» гимназисты выполняют параллельно учебной программе. Однако считаю, что использование проектов-исследований на уроках сопряжено с чёткими требованиями образовательных стандартов. Сотрудничество с коллегами-единомышленниками позволяет выполнять проекты-исследования через изучение и осмысление научного наследия русских учёных. Например, серия «Михаил Васильевич Ломоносов - глашатай науки и прогресса» со следующей тематикой проектно-исследовательских работ: «Химия и художественное творчество Ломоносова», «Мозаичное искусство Ломоносова», «Грамматика Ломоносова», «Философские и сатирические стихи Ломоносова» есть демонстрация научного подвига М.В.Ломоносова и его целеустремлённая деятельность помогают гимназистам постигать ценности жизни, добиваться успехов в школе, чтоб был шанс на успех в будущей жизни. Ориентация на самоутверждение становится стимулом самосовершенствования. В прошедшем году интерес представили проекты, представленные для заседания НОУ по теме «Химия любви». Исследовательский проект к 70-летию Победы «Металлы Саратовского тыла» отмечен дипломом, а исследование по теме «Амигдалин и его необычные свойства» на Международном молодежном Форуме в Саратове стало победителем на секции химии и отмечено памятной медалью. С 2010 года организую проведение межшкольного Фестиваля проектно-исследовательских работ учащихся «Во всём мне хочется дойти до самой сути» и Научных чтений «Паруса науки». Участие помогает гимназистам почувствовать собственную значимость, повышает их социальный статус, формирует в них социально-личностную компетентность, преобразует умственную действительность на основе осознанного целенаправленного присвоения социокультурного опыта. При этом опыт есть причина самоизменения, саморазвития, самосовершенствование и формирование его как личности. Думаю, что за мысленодеятельностным подходом в обучении химии будущее школы, составляющим элементом которого является проектно-исследовательская деятельность. Считаю, что целенаправленная и систематическая работа предложенного опыта работы способствует воспитанию личности согласно требованиям ФГОС второго поколения, в которых имеется «Портрет выпускника школы»: • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; • мотивированный на творчество и инновационную деятельность; • способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; • осознающий себя личностью, социально активный, • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Проектно- исследовательская деятельность учащихся - это путь к их успеху в жизни. Думаю, что моё призвание способствовать этому. Только тогда будет и признание со стороны учащихся и их родителей.
© 2018, Каршина Татьяна Евгеньевна 611