СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Местоимение как часть речи

Цели: познакомиться с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Формируемые УУД: П. – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделенияих признаков; подведение под понятие;

К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р. – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действии; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. Организационный момент

Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности, и у вас всё получится.

  1. - Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?

- Чтобы все получилось, какое у нас должно быть настроение?

-С каким будем работать настроением на уроке?

Запишем в тетрадях число.

2. Актуализация знаний.

Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока. Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока.

М… СТ…… М… Н

2. Целеполагание.

С темой урока мы определились, попробуем поставить цели.

-А теперь поставьте вопросы к изучаемой теме, что хотим узнать.

- Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)

Сегодня на уроке мы с вами повторим, что знаем о местоимении, углубим знания об этой специфической части речи.

Сформулируйте задачи нашего урока. (1. Значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическую функцию. 4. Употребление в речи.)

3. Давайте поработаем с термином.

Ребята, проанализируйте термин «местоимение», он «говорящий»: местоимения употребляются вместо имени. Давайте это докажем с помощью морфемного разбора, выделите корни. (Мест- о- имение) или вместо имени.

- Совершенно правы, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

В далёкие времена водном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так не понравились слова, которые подарил им мудрец и они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.

4. Работа над новым материалом.

Прочитайте текст.

Жила-была сказка. Родилась сказка в волшебном царстве. В старину сказку люди передавали из уст в уста. Ходили слухи о сказке, что сказка мудрая и дарит людям хорошее настроение.

В этих предложения есть недочёт.

Да, в этих предложениях повторяется слово сказка. – Давайте, его заменим. Какими местоимениями?

- Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

Мы самостоятельно поработали, ошибки устранили, первое открытие сделали.

Итак:

-На что указывает местоимение?

-Наше местоимение будет указывать на предмет.

- Разберём три первых предложения по членам предложения и обозначим части речи.

- Какой частью речи выражается подлежащее в 1 предложении? Во 2 предложении?

- А ещё есть местоимения?

- А каким членом предложения они являются?

- Какой сделаем вывод?

Вывод. В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.

5. Физкультурная минутка.

Психофизиологическая пауза. А теперь тихонько встали, руки медленно подняли, пальцы сжать, потом разжать, наклониться вправо, влево, и садиться вновь за дело.

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

- Если я сорву цветок,

- Если ты сорвёшь цветок,

- Если он, и я, и ты -

- Если мы сорвём цветы,

- То окажутся пусты

- И деревья, и кусты.

- И не будет красоты,

- и не будет доброты,

- Если только я и ты,

- Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

6. Просклоняйте местоимение ты.

Сделайте вывод.

( Местоимение отвечает на такие же вопросы при склонении по падежам, что и существительное)

7. Работа с текстом.

- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка.

(Читает текст )

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком ты рассказываешь?

А вы что не знаете?

-О ком говориться в тексте?

- Видите, сколько у вас мнений

- А почему у вас не было однозначного ответа?

Потому что в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте. А сеть местоимений, которые не называют предмет, а только на него указывают.

8. Д/З

- Представьте себе, что в нашей речи отсутствовали бы местоимения, чтобы было?

-Я прошу вас написать дома лингвистическую сказку об этом.

9. Найди лишнее слово.

Нос, Наст, Низ, Нас

Но, Она, Оно, Они

Высокий, Всякий, Синий, Мягкий

Играть, Смотреть, Щупать, Свой

10. Рефлексия деятельности

А теперь давайте с вами подведем итоги. - Какую задачу ставили в начале урока?

(Познакомиться с местоимениями, узнать синтаксическую функцию.) -Удалось ли решить поставленные задачи?

У нас все получилось. Вы молодцы!

Спасибо за урок, мне очень приятно было работать с вами.

Категория: Русский язык
04.04.2015 16:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП