СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение результативности уроков русского языка через применение элементов современных педагогических технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, Валл Татьяна Викторовна, окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Русский язык и литература»; работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кочневской средней общеобразовательной школе Татарского района в должности   учителя русского языка и литературы. Преподаю в 5, 7, 8, классах.  Общий и педагогический стаж работы -18лет.

В преподавании опираюсь на цели и задачи, сформулированные в программе по русскому языку на основе федеральных государственных стандартов первого поколения.

В ходе работы учитываю особенности личности учащихся, их уровень развития, потребности, интересы и увлечения. Постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества и повышению качества обучения.

В своей педагогической деятельности применяю элементы современных педагогических технологий:

- игровые;

-технологии групповой работы;

- элементы личностно-ориентированного развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникативные технологии.

На протяжении нескольких лет я работаю над методической проблемой, являющейся темой самообразования: «Повышение результативности уроков русского языка через применение элементов современных педагогических технологий»

Цель моей педагогической деятельности: сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал учащихся через участие  их  во внеурочной деятельности по предмету на уровне школы, района, области; создание разработок мультимедийных пособий;

-  работать над формированием основ лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся;

- планировать работу по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, используя дифференцированный подход, учитывая психофизические особенности учащихся.

Применяю в своей профессиональной деятельности личностно-ориентированный подход. Особенно ценным, на мой взгляд, в этой современной технологии является то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. В процессе обучения грамотному письму использую один из самых эффективных, на мой взгляд, приемов - это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

В своей работе использую обобщающие таблицы по различным разделам орфографии. (Приложение 1)

Не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому нахожу наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбираю упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Так, при изучении в 7 классе темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е мы составляем обобщающую таблицу правописания не с разными частями речи. К этому времени учащиеся уже знакомы с правилами написания не- и с существительными, и с прилагательными, и с глаголами, и с причастиями, и с деепричастиями. Поэтому дети принимают самое активное участие в составлении таблицы. Сначала на уроке вспоминаем соответствующие правила, находим закономерности, общие черты. Затем более подготовленным  учащимся предлагается самостоятельно составить таблицу; они работают, а менее подготовленные в это время выполняют тренировочные упражнения. После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Затем они сравниваются с вывешенной на доске таблицей.

В системе использую уроки-диспуты, уроки-путешествия, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарскую систему обучения.

Учитывая возрастные особенности моих обучающихся 5-8 классов, использую  на уроках игровые технологии, что создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает  творческие  способности. Именно  поэтому  игра – не только  деятельность  младших  школьников, но и  необходимый  вид  деятельности для подростков и старшеклассников на уроке. На уроках русского языка  я использую игры различного типа. Например: Игра «Кто больше?». Она  учит подбирать однокоренные слова, или образовывать новые при помощи приставок и суффиксов; развивает мышление; активизирует словарь.

Класс делится на две команды. За определенное время ребятам предлагается придумать как можно больше слов с той или иной корневой морфемой (например, -ход- и –вод- (связанное с водой). Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске и записывают свое слово.

В конце игры подводятся итоги: выигрывает та команда, которая придумала больше слов. Учитывается также правильность подобранных слов. Если учащиеся записали слово с одинаковым корнем, но при этом оно не является однокоренным с другими словами, то слово не учитывается (пример, водитель и водица).

В своей практике также использую элементы информационно-коммуникативных технологий, проблемного обучения.

  На уроках русского языка чаще всего провожу тесты, использую обучающие презентации и цифровые образовательные ресурсы.

 За 2010-2013 учебный год совместно с  учащимися созданы презентации уроков и внеклассных мероприятий:

  1. Интеллектуальная  игра  «Звездный час» (для учащихся 5 класса);
  2. Мероприятие «История русской азбуки», посвященное Дню Славянской письменности;
  3. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Язык мой, давай с тобой дружить!»;
  4. В царстве Русского языка. (8 класс);
  5. Вводные слова и знаки препинания при них. (8 класс);
  6. Великая Отечественная война в рисунках и фотографиях (к конкурсу стихов о Великой Отечественной войне);
  7. Повторение имени существительного. (5 класс).

C презентацией «Повторение имени существительного в 5 классе» участвовала в районной ярмарке педагогических идей «ИнфоШкола – 2013» в номинации «Мультимедийное дидактическое пособие». Методическая разработка урока была опубликована в мультимедийном сборнике «ИнфоШкола – 2013»

Применение проблемного обучения помогает мобилизовать детей в начале урока, настроить на рабочий лад; а также способствует развитию у учащихся логики, мышления; формированию умения размышлять, делать выводы, давать свою оценку прочитанному.

Комплексное использование разных традиционных методов, таких как  наглядный, словесный  и практический, обращение к справочным материалам при работе на уроках  и при выполнении  домашнего задания, позволяет значительно повышать уровень  освоения  учащимися программного материала.

На  уроках применяю такие формы и приемы, как:

- тестирование (с целью не только проверить знания учащихся, но и подготовить к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА),  

- опрос (с целью развивать навыки устного говорения на заданную тему, формировать умения оперировать терминами, успешно применять полученные ЗУНы на практике),

- зачеты для систематизации пройденного материала.

Использую элементы технологии дифференцированного обучения. Например:  Русский язык, 5 класс, задания на итоговый урок: на «3»  предполагается выполнение обязательной контрольной работы по изученному в 5 классе материалу (подразумевает выполнение обязательного минимума и, при желании, дополнительного задания повышенного уровня сложности). На «4» - выполнение контрольной работы и разработка теоретического блока по любой теме 5 класса; на «5» - выполнение контрольной работы и создание проекта.

В своей работе использую УМК, соответствующий требованиям ГОС первого поколения:

класс

Предмет

Автор, название учебника

Год издания

Издательство

5

Русский язык

Т.А.Ладыженская и др «Русский язык 5 класс»

2011

Просвещение

7

Русский язык

Л.А.Тростенцова и др «Русский язык 7 класс»

2010

Просвещение

8

Русский язык

Л.А.Тростенцова и др «Русский язык 8 класс»

2009

Просвещение

 

Мною разработаны рабочие программы МБОУ Кочневской СОШ по русскому языку и литературе для 5-11 классов в соответствии с государственными образовательными стандартами первого поколения.

Результатом моей педагогической деятельности за три года является стабильность и рост успеваемости учащихся: при 100% успеваемости, успешность учащихся составила: в 2010\11 учебном  году - 42%; в 2011\12 учебном году -  51%; в 2012/13 учебном году -  57%.

Данные таблиц подтверждают независимые проверки и мониторинги на районном уровне.

Таблица 1 . Результативность деятельности учащихся по русскому языку по классам за три года.

Учебный год

успеваемость

успешность

2010-11

100%

42%

2011-12

100%

51%

2012-13

100%

57%

 

Результативность деятельности учащихся по русскому языку по классам в 2013 учебном году

Заинтересовать детей, вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность в условиях сельской школы довольно сложно. Данную проблему я решаю как на уроках, так и во внеурочное время.

Организуя внеклассную деятельность по предмету, чаще всего использую элементы тренинга, игровые моменты, провожу диспуты, КВН, викторины. Кроме того, традиционно мной организовываются конкурсы чтецов, театрализованные представления по мотивам произведений классиков, интеллектуальные марафоны. На протяжении многих лет провожу школьные конкурсы чтецов по теме: «Стихи о Великой Отечественной войне».   Активно взаимодействую со школьным музеем, с библиотекой: проводим совместные музейные и библиотечные уроки, составляем выставки книг.

 В рамках проведения  Недели безопасного Рунета были выставлены сочинения учащихся на сайте «Дневник.ру». Ребята являются корреспондентами пресс-центра школы, их статьи  печатаются в районной газете (Приложение 2).

 Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми, находящимися в социально опасном положении. Ежегодно ученики 5-11 классов  участвуют в школьных и районных предметных олимпиадах по русскому языку (Приложение 3);   во всероссийских игровых конкурсах по русскому языку «Русский медвежонок», конкурсе «Ёж», проводимом  ЦДО «СНЕЙЛ», конкурсе по литературе «Пегас», организатором которых в школе являюсь я.

Учащиеся  имеют лучшие результаты в творческих конкурсах разных уровней (Приложение 4).

Уверена, что повышению качества образования учащихся во многом способствует постоянная работа над повышением своего педагогического мастерства.

Регулярно занимаюсь самообразованием и обучаюсь на различных курсах повышения квалификации разной направленности, в том числе предметной: 

 

 

Год

Место прохождения курсовую подготовку

Тема курсовой подготовки

Ко-во часов

02.10 2010

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Современный образовательный менеджмент

108 часов

30.04.2013

Центр образовательных инициатив ОмГПУ

Современные образовательные стандарты. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов общего образования

108 часов

03.12.2010

ГБОУ ДПО НСО ОблЦИТ

Использование СПО в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения.

8 часов

16.09.2011

Институт развития образования Новосибирской области ООО «Дневник.рy»

«Формирование единой информационной образовательной среды средствами ИС «Дневник.рy»

16 часов

 

Оказываю помощь и поддержку начинающим учителям, учителям своей школы и школ округа; явлюсь руководителем ШМО филологов Кочневской школы. Ежегодно даю открытые уроки для учителей своей школы и школ округа по русскому языку и литературе в 5-11 классах.

Как победительница школьных педагогических чтений 2013 года, была направлена для участия в районных педагогических чтениях по теме: «Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы через применение информационно-коммуникационных технологий».

С этой же проблемой в 2013 г. участвовала (заочно) в региональных (с международным участием)  педагогических чтениях обобщения и распространения педагогического опыта. Работа включена в сборник «Эффективность образования: методология, опыт, перспективы».

В период с 2006 по 2011  год  являлась заместителем директора школы по УВР. Защитилась на первую квалификационную категорию в 2007г. Плановая аттестация была отложена по объективным причинам и семейным обстоятельствам.

За время  работы неоднократно поощрялась благодарностями, грамотами разного достоинства.

Год награждения

Форма награждения

Кем награждался

2007

Почетная грамота за большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня образования школы

Глава Татарского района

2011

Почетная грамота за большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с 85-летием со дня основания образовательного учреждения

Зам. Главы – начальник управления образования.

2013

Благодарность за участие в районных педагогических чтениях по теме: «Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы через применение информационно-коммуникационных технологий»

Зам. Главы – начальник управления образования.

 

 

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к выводу:

Используемая мною система обучения русскому языку и литературе, основанная на формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету, применении современных технологий, позволяет добиваться стабильности и роста успеваемости учащихся.

Несмотря на положительные результаты, считаю необходимым продолжать работу над совершенствованием преподавания своего предмета, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии с тем, чтобы формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в творческих условиях.

 

 

 

 

Приложение 3

 

1.Участие в  школьном этапе олимпиады по русскому языку за три года.

предмет

Количество детей

% участия

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

Русский язык

18

26

60

19

27

70

 

 

 

2.Результативность проведения олимпиад за три года.

предмет

победители

призеры

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

Русский язык

0

2

2

1

2

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Результаты в творческих конкурсах разных уровней.

 

 

год

мероприятия

Количество участников

результат

2012

Всероссийский о дистанционный конкурса «Мир знаний»

8

диплом 3 степени

2012

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

27

20 место в России, 8 место в регионе

2013

международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж» ЦДО «Снейл»  

37

Иванова Арина, 5 класс,- 5 место по региону, 20 место по России;

Пекарь Ксения, 5 класс, 4 место по региону, 16 место по России из 5 678 участников;

 Якубченко Анастасия, 7 класс, - 2 место по региону, 16 место  по России из 3758 участников

2013

Недели безопасного Рунета

 

Участие: публикация конкурсных сочинений

 

Категория: Русский язык
23.01.2015 17:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!