СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание здоровьесберегающей среды на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

(В.А.Сухомлинский)

Одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, сохранив при этом своё здоровье.

Факторы и приёмы, способствующие здоровьесбережению:

  • обстановка и гигиенические условия в кабинете;
  • число видов учебной деятельности (4 – 7 видов за урок);
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7 – 10 минут);
  • число видов преподавания (норма – не менее 3-х)
  • чередование видов преподавания (не позже чем через 10 –15 минут);
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
  • место и длительность применения ТСО;
  • позы обучающихся, чередование поз;
  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке;
  • наличие мотивации у обучающихся к учебной деятельности на уроке;
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • эмоциональный фактор процесса обучения;
  • наличие на уроке эмоциональных разрядок.

Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание на уроке атмосферы, раскрывающей потенциал детей.

Для повышения эффективности образовательного процесса важное значение имеет учёт и использование эмоций. Эмоции, которые характеризуются преимущественно положительной модальностью и оказывают существенное мотивирующее влияние на результативность учебного процесса, получили название эмоционального фактора процесса обучения. Его составляющими являются:

  • личность преподавателя,
  • психоэмоциональное состояние учащегося,
  • взаимоотношения между субъектами учебного процесса,
  • благоприятная морально-психологическая атмосфера на уроке.

Демократичный метод обучения – один из основных методов гуманного воздействия на школьника, обеспечивающий сбережение его здоровья. Доброта учителя, человечность, преданность делу, любовь к детям становятся важными нравственными познавательными личностными ориентирами для воспитания.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация каждого урока. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Неправильно организованный урок может стать одной из причин, вызывающих нарушения в состоянии здоровья ребенка и формирующих целый комплекс школьных проблем. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительности его отдельных моментов, но, что еще более важно, соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников. Учитывая это, целесообразно распределять учебную нагрузку в течение урока. Каждый этап урока должен реализовываться с учетом сохранения здоровья школьников.

Оптимальными формами учебной деятельности с точки зрения сохранения здоровья учащихся является обучение в содружестве, работа в парах, в группах сменного состава, учебная дискуссия, совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Приемы, позволяющие сделать урок эффективным и увлекательным:

  • использование наглядных пособий
  • использование стихотворений и рифмовок
  • обращение к сказкам
  • инсценировки
  • оригинальность в организации урока
  • элементы неожиданности
  • информационные компьютерные технологии
  • разные виды деятельности
  • новизна и нетрадиционность учебного материала
  • шутливые истории на уроке.

Но, используя ИКТ на уроках, необходимо помнить о санитарных нормах.

Согласно СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;

- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;

- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;

- для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:

для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок,

для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока,

для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников максимальной концентрации внимания. Чтобы достичь высокой эффективности урока, следует учитывать возрастные физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусмотреть занятия по снятию усталости.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, наступающей вследствие продолжительной или интенсивной работы. Внимательный учитель заметит первые признаки утомления: увеличение количества ошибок в речи, двигательное беспокойство, шум в классе, жалобы на головную боль и боль в животе, изменение почерка.

На уроках английского языка используются такие приёмы, способствующие здоровьесбережению как:

1) Динамические паузы хорошо вписываются в урок, быстро включают ученика в творческий процесс. Все динамические паузы целесообразно проводить на иностранном языке, чтобы повысить эффективность урока и устранить утомление.

  • Проведение физкультминуток (на 10-й, 20-й и 30-й минутах урока). Они снимают статическое напряжение, хорошо вписываются в урок, так как учащиеся одновременно запоминают команды на английском языке. Мы подбираем разнообразные упражнения в зависимости от вида и содержания урока.
  • Глазная и дыхательная гимнастики актуальны после чтения текстов и перед выполнением фонетических упражнений. Важно обеспечит позитивный эмоциональный настрой. Глазная гимнастика снимает зрительное напряжение, развивает и укрепляет мышцы глаза. Дыхательная гимнастика развивает артикуляционный аппарат, обучает навыкам правильного дыхания.
  • Речевая ритмика способствует быстрому запоминанию лексики и грамматики, помогает создать благоприятный фон для звучания ясной и четкой дикции, снять излишнюю напряженность мимических мускул. В английском языке много звуков, несоответствующих русским. Эти упражнения помогают произносить их правильно, повышается самооценка учащихся, так как стихи запоминаются быстрее. Все стихи читаем с движениями, чтобы увеличить двигательную активность на уроке.
  • Гимнастика для слуха (чаще хлопки или притопывания) способствует развитию фонематического слуха, что важно при изучении иностранного языка. Её удобно применять во время фонетических зарядок.
  • Пальчиковые упражнения применяются с целью сохранения работоспособности при письме, развития мелкой моторики, снятия усталости кистей рук.
  • Зрительные метки - это картинки, игрушки, развешанные или расставленные в разных местах кабинета. Ребятам даётся установка найти тот или иной предмет. Во время этих упражнений дети поворачивают голову, корпус туловища. Затем надо принести картинку учителю, ответив на его вопрос по-английски. Такие упражнения позволяют расширить зрительно-пространственную активность в режиме урока, быстро проверить знание лексики, развить внимательность, память, быстроту реакции, увеличить двигательную активность, повысить интерес к изучению языка. Кратковременные физические упражнения усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в утомленном состоянии во время учёбы. После такого активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

2) Эмоциональная разрядка

Она включает в себя релаксационные упражнения, которые помогают отвлечься и расслабиться. Мы исполняем песни на английском языке, инсценируем, читаем стихи. Это повышает интерес к изучению языка, способствует быстрому запоминанию материала, создает комфортность на уроке, снижает психологическую нагрузку.

Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Песни подбираем современные, весёлые, соответствующие теме урока.

Так же мы практикуем минутки покоя после зарядки на 20 минуте урока. Младшим школьникам установка даётся на русском языке, старшим - на английском. Дети полностью расслабляются, кладут головы на парты и 1-2 минуты мечтают о чём-нибудь приятном под тихую музыку.

Особое внимание следует обратить на игру на уроках английского языка! Игра помогает создать поле деятельности для отрабатывания языкового материала, снять психоэмоциональное напряжение, развить память, увеличить двигательную активность, создать ситуацию успеха. Особенно это важно на начальном этапе изучения языка. Мы практикуем подвижные игры с мячом, драматизацию, имитацию действий с игрушками. Спрятавшись за маской или взяв в руки игрушку, ребёнок становится смелее. Ведь ошибки теперь будут не его, а зайчика или мишки. Ему легче говорить на чужом языке, таким образом, мы бережём нервную систему маленького ученика.

Игра максимально развивает коммуникативные способности, раскрепощает детей, помогает снять языковой барьер, включает естественную ситуацию общения. Всё это помогает сохранить психическое здоровье обучающихся.

3) Интеграция ЗОЖ в учебный материал

Наряду с изучением языка интеграция здорового образа жизни в материал урока обеспечивает учащихся необходимым уровнем грамотности для эффективной заботы о своём здоровье. На уроках английского языка изучаются темы “Рабочий день школьника”, “Продукты”, “Правильное питание”, “Спорт и подвижные игры”, “Инструкции по приготовлению пищи и употреблению лекарств”, “ Проблемы экологии” и др. Ребята обсуждают пользу спорта, вред курения, наркотиков, употребление алкоголя, фаст фуда, что ведет к формированию сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Составление проектов, презентаций, кроссвордов, ребусов в любом возрасте развивает творческие способности, вызывает прилив энтузиазма, создаёт возможность итоговой рефлексии. Такая деятельность изменяет стереотип привычного ведения урока, раскрепощает детей, повышает интерес к английскому языку, раскрывает их творческий потенциал, что, в конечном итоге, также способствует укреплению психоэмоционального и физического здоровья. С таких уроков ребята никогда не отпрашиваются в медпункт, не уходят по состоянию здоровья, не жалуются на головные боли.

Таким образом, на уроках английского языка я стараюсь создавать благоприятный микроклимат для каждого ученика, вести пропаганду ЗОЖ, поддерживать доброжелательные отношения между учащимися, создавать комфортные условия для учебы, обеспечивать самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала, что помогает сохранить и укрепить здоровье, повысить успеваемость и качество образования по предмету.

13.04.2019 14:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП