СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь пропорций и особенностей частей тела с типом высшей нервной деятельности в спортивном развитии учащихся студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТАШГУ (Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), Биологический факультет

"Биофизика и Физиология человека и животных"

Аннотация:

К числу существующих проблем относится воздействие тренировочных нагрузок на спортсмена с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, повышение качества выполняемых нагрузок, нарушение режима моторики отрицательно влияют на функциональные возможности юных спортсменов. Проблема роста работоспособности и функциональных возможностей организма в условиях значительного увеличения учебной нагрузки, выполняемой тренировки является в настоящее время актуальной задачей.

Ключевые слова:

темперамент; телосложение; спорт; центральная нервная система.

Введение

При всем разнообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент, является биологической основой, на которой формируется личность как социальное существо. Склад человека отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства нравов наиболее устойчивы, и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [8]. Разный характер при выполнении любой нагрузки, проявляет себя по разному, что не мало важно является изучение реакции и активности, пластичности и ригидности в тренировочных процессах у спортсменов [9]. Постоянная нагрузка образовательных режимов с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, увеличение интенсивности учебного процесса, повышение требований к объему, и качеству выполняемых упражнений, а также перенапряжение двигательного режима с нарушением распорядка дня - отрицательно влияют на функциональные возможности организма учащихся [2]. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению нарушения механизмов регуляции вегетативных функций, которые проявляются в виде ухудшения работоспособности спортсмена. В какой-то степени это объясняется высоким восприятием лиц со слабой нервной системой, и их возможностью за счет этого компенсировать недостаточно высокую выносливость, и другие качества присущие им в меньшей степени, чем лицам с сильной нервной системой.

Проблема увеличения высокой работоспособности физических упражнений и функциональных возможностей в условиях значительной высокой учебной нагрузки учащихся, в настоящее время является актуальной задачей. Культура Физического развития является наиболее действенным фактором сохранения и укрепления здоровья.

Информация об исследованиях последних лет свидетельствуют, что особенность телосложения и тесно связанная с ним структура моторики являются важными, научно обоснованными критериями разделения педагогического процесса в спортивном воспитании [6;7]. Таким образом, целью данного исследования, являлось изучить конституцию тела студентов специальных групп спортивных направлений, и их характер определения типа высшей нервной системы. Учесть закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях спортивного воспитания и спорта под влиянием учебной, тренировочной и соревновательной деятельности.

Объект и методы исследования. Нами было проведено изучение воздействия индивидуальных конституциональных особенностей учащихся факультета физической культуры, на показатели их спортивной подготовки различного профильного направления. Всего обследовано 38 учащихся в возрасте 21 ± 0,3 лет, по видам спорта: гимнастика, футбол и плавание. Применялись следующие методы антропометрических исследований: измерение длины тела, окружности грудной клетки, бедер и массы тела, определение типа совокупности функциональных и морфологических особенностей организма. Особое внимание уделялось и индивидуально половым различиям. Использовалась методика оценки типа строения (конституции тела) спортсмена по шкале конституционной типологии Э. Кречмера с трехкомпонентной структурой индивидуальных антропометрических данных каждого спортсмена [4]. Характер определяли методом опросника Яна Стреляу [5]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качеств существенных компонентов личности. Нами исследовались три основные характеристики нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. В расчете склада студента выделялись, реактивность (чувствительность и выносливость), и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции [1;3].

Результаты исследований и их обсуждение.

В ходе анализа было установлено, что футболисты являются преимущественно энергичными. Спортсмены футболисты, показали себя как эмоционально – коммуникативный тип личности. Преимущественно сильно подвижные, веселые относящиеся к гипоманикам [Изображение.1.]. Обладают с резкостью движений, импульсивностью, очень сильно выражена эмоциональность. Иногда не способны к самоконтролю. По опроснику являются сильными уравновешенными и подвижными типами – сангвиник.

Из индивидуально внешних наблюдений, нами было установлено, что у юношей-футболистов реактивность по степени непроизвольности реакций на внешние и внутренний воздействия (критическое замечание, резкий тон - звук) явно преобладает над активностью. Поэтому отмечается большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость относящиеся к спонтанному типу - циклотимик, уравновешенный, подвижный - сангвиник [Изображение.4.]. как Большинство юношей - футболистов являются эмоционально - коммуникативным видом, с выражено астеническим типом телосложения. Диаметр по окружности запястья 16-17,5 см. Своенравное развитие скелета, высокий рост, плоская грудная клетка и длинные конечности ног.

Индивидуальные пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей девушек - гимнасток имеют равное соотношение атлетического и астенического типа телосложения [Изображение.2.]. Из контингента выделяются девушки среднего роста с хрупким телосложением, длинными пластичными руками, вытянутым лицом со слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. В рассматриваемой группе гимнасток, по измерениям, диаметр по окружности запястья составляло 15-16 см, что говорит нам о тонко костном типе телосложения. Но у спортсменов пловцов индивидуальные наблюдения показали, большой показатель атлетического типа телосложения, высокий рост, широкие плечи, развитая мышечная мускулатура [рис.4.]. диаметр по окружности запястья составил 17-18,5 см. По типу характера они преимущественно тяжело кровные, относящиеся к шизотомической черте характера, с преобладанием равнодушия, размеренности и спокойствия в движениях, жестах и мимике [Изображение.3.]. Проявляют большую уверенность в себе, и хорошо скоординированы, систематически последовательны. Но гимнастки по типу склада эмоциональности показали отличительные особенности по опроснику, обладают аккуратностью в действиях, раздражительны, застенчивы - гиперстеники с преобладанием сильного, уравновешенного, инертного типа - флегматики.

Выполнила:Пущенко Арина Сергеевна

Категория: Физкультура
27.05.2016 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП