СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-художественный анализ русской народной сказки "Жар-птица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Жар-птица" – русская народная сказка волшебного вида,народное творение о добре и зле. Сказка является волшебной,т.к. в ней фигурируют много волшебных персонажей и атрибутов.

Было у царя три сына.Однажды царь стал замечать что каждую ночь в его саду пропадает с яблони по яблочку,и велел своим сыновьям поймать вора за пол царства в награду.Младший сын царя-Иван Царевич пройдя множество трудных испытаний,ловит вора-сказочную Жар-птицу.Но на пути сталкивается он с предательством своих старших братьев.Тем не менее Ивану удается остаться живым.Он спасает царскую дочь,женится на ней и приходит домой рассказав все царю.Царь прогоняет братьев,а Ивану,как и обещал,отдает полцарства.

Главной идеей сказки является:прославление упорности,терпения,послушания и осуждение подлости.

Характеристика главных героев:

Героем-протагонистом (главным героем)этой сказки является Иван-Царевич.В отличие от своих братьев он обладает такими качествами как смелость:"Вдруг змей плывёт, на разные голоса свищет, ревёт, но только было рот разинул. Иван-царевич одним пучком срубил ему две головы, другим пучком — другие две, третьим — ещё две; все шесть голов отрубил.",находчивость:"Ехали они,и подъезжают к столбу. От этого столба идут три дороги, и на столбе написано: «По правой ехать — быть убитому; по левой ехать — быть самому голодному; по средней дороге ехать — быть коню голодному». Они подумали, где кому ехать. Младший брат по правой поехал, а те двое поехали по другим дорогам",доброта,ум и порядочность. Выполняя приказание своего отца,он проявляет настойчивость,послушание,уважение к царю.Он не преследует каких-либо корыстных целей.

Герой-отправитель:Царь-батюшка.

Герои-антагонисты(противники):Братья,шестиглавный змей.

Герои-помощники:Баба-Яга и ее сестры,вещи помогающие герою в погоне.

Искомый персонаж:Царская дочь

В своей композиции сказка традиционно начинается с зачина:

"В некотором царстве, да не в нашем государстве жил-был царь",

Завязкой является приказ царя своим сыновьям поймать ему вора.

Кульминационный момент сказки раскрывается в ситуации,когда главный герой оказывается между жизнью и смертью,а также в его поединке с шестиглавым змеем.

Развязка:Иван-Царевич рассказывает царю о случившимся.Царь наказывает сыновей,и отдает Ивану полцарства.

Художественные приемы:

В сказке присутствует антитеза(противопоставление Ивана своим братьям),гипербола:"Только Иван-царевич видит, что за ним погоня, взял гребёнку и сказал: «Ты, гребёнка, обернись в непроходимый лес"

кумулятивность:«Избушка, избушка! Поворотись ко мне передом, а к лесу задом!»,присказки:"В некотором царстве, да не в нашем государстве жил-был царь.",

"Потом они сделали пир; я там был, вино-пиво пил; по усам текло, да в рот не попало.".

Сказка учит читателя всегда добросовестно и честно выполнять поручения,быть настойчивым и терпеливым в делах,уважать родителей.

26.12.2018 09:06


© 2018, id84557143 4836

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!