СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любимые архитекторы российских императоров

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЮБИМЫЕ АРХИТЕКТОРЫ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Почти каждый российский император, помимо огромной свиты и других приближенных лиц, имел и собственного архитектора. Вспоминаем изысканные проекты придворных любимцев.

ПЕТР I И ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. Фотография: cityguidespb.ru

Для строительства новой столицы по приглашению Петра I в будущий Петербург прибыло множество талантливых зодчих, но самым заметным из них был швейцарский архитектор Доменико Трезини. Он не мог найти работу на родине, поэтому сначала отправился в Данию, а когда ему посулили жалованье в тысячу рублей в год, уехал в Россию. Его первой и самой известной постройкой в Петербурге стала Петропавловская крепость с собором. Впоследствии он возвел Зимний и Летний дворцы Петра I, здание Двенадцати коллегий. Доменико Трезини проявил себя не только как талантливый архитектор, но и как хороший педагог: он стал первым преподавателем архитектуры в России и воспитал известного зодчего Михаила Земцова.

ЕЛИЗАВЕТА I И ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. Фотография: Florstein

Путь на вершину архитектурного Олимпа Растрелли начал при Анне Иоанновне — он был востребованным специалистом с годовым окладом 1200 рублей в год, служебной квартирой в Зимнем дворце и бесперебойными императорскими заказами. При Елизавете I его жизнь могла бы круто измениться — пришедшая к власти в результате дворцового переворота новая императрица планировала избавиться от всех приближенных Анны Иоанновны, включая ее архитектора. Растрелли спас талант: в России никто не мог так строить в любимом Елизаветой I стиле барокко. Так что она поручила ему строительство своего Летнего дворца. Впоследствии Растрелли построил Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь. После смерти Елизаветы Петровны Екатерина II отправила Растрелли в отпуск в Италию поправить здоровье, а когда он вернулся, оказалось, что в России были востребованы уже другие зодчие.

ЕКАТЕРИНА II И ЧАРЛЬЗ КАМЕРОН

Термы Камерона в Царском Селе. Архитектор Чарльз Камерон. Фотография: tsarselo.ru

Екатерина II пригласила Чарльза Камерона в Россию после того, как ознакомилась с его архитектурным трудом «Термы римлян», который высоко ценили в Европе. Здесь Камерон получил квартиру, жалованье в 1800 рублей и контракт на создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Он проявил себя как мастер садово-парковой архитектуры: построил Холодную баню, Агатовые комнаты, Камеронову галерею, Висячий сад. В Александровском парке он возвел Китайскую деревню и мостики в восточном стиле. Также именно Чарльз Камерон помог устроиться в России зодчим Адаму Менеласу и Вильяму Гесте. Однако Павел I, взойдя на престол, сразу же решил избавиться от любимого архитектора матери — Камерона уволили, отобрали у него дом, но при этом запретили уезжать из России.

ПАВЕЛ I И ВИНЧЕНЦО БРЕННА

Исаакиевский собор. Архитектор Огюст Монферран. Фотография: Marina Luchkina

Придворным архитектором Павла I был итальянец Винченцо Бренна. Он познакомился с будущим императором еще во время путешествия наследника престола по Европе. Великий князь Павел Петрович предложил ему работу по декорированию дворца в Павловске — и Бренна оказался в России. Он также участвовал в работах над Гатчинским дворцом и Исаакиевским собором Антонио Ринальди, достраивал Михайловский замок, помогал возводить интерьеры Каменноостровского дворца. После смерти Павла I Бренна первое время оставался в России — его обеспечивала работой вдова императора Мария Федоровна, но позже он был вынужден вернуться в Европу.

АЛЕКСАНДР I И КАРЛ РОССИ

Александринский театр. Архитектор Карл Росси. Фотография: Alexxx1979

В Александровскую эпоху одним из наиболее влиятельных архитекторов Петербурга был итальянец Карл Росси. Выдающимися его работами сталиансамбль Михайловского дворца и площадь перед ним, Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода, а также Александринский театр с площадью перед ним и улицей рядом (сегодня она носит имя зодчего Росси). В 1820-е годы Росси был самым высокооплачиваемым архитектором Петербурга — он получал 15000 рублей в год. Его авторитет признавали не только в России, но и за рубежом: в частности, пригласили преподавать во Флорентийской академии художеств. Со смертью Александра I положение Росси при дворе сильно пошатнулось — он не сошелся с окружением Николая I, в 1832-м ушел в отставку, а в 1849 году умер практически в нищете.

НИКОЛАЙ I И АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР

Царицын павильон. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Фотография: IzoeKriv

Андрей Штакеншнейдер начал свой путь простым чертежником в Комитете строений и гидравлических работ. Работал под руководством Монферрана на строительстве Исаакиевского собора, потом получил свой первый заказ — реконструкцию усадьбы Бенкендорфа под Ревелем. После этого Штакеншнейдера заметили приближенные императора и представили при дворе. Первое время он работал у великого князя Михаила Павловича на Каменном острове, позже уже для Николая I построил в Петергофе Собственную его Величества Дачу, Фермерский дворец, Царицын и Ольгин павильоны. Для царской семьи архитектор также возвел Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, перестраивал залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа. При Николае I Штакеншнейдер был одним из самых высокооплачиваемых и влиятельных архитекторов. Его дом на Миллионной улице стал своеобразным культурным центром города, где собиралась интеллектуальная элита — Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Айвазовский и другие.

АЛЕКСАНДР II И ИППОЛИТ МОНИГЕТТИ

Ливадийский дворец. Архитектор Ипполит Монигетти. Фотография: Andrew Dubok

Во время царствования Александра II его придворным зодчим был швейцарец Ипполит Монигетти. Будучи главным архитектором Императорских Царскосельских дворцов, он построил в парке Турецкую баню. Позже архитектор работал в Крымской резиденции императора в Ливадии, перестраивал Аничков дворец для наследника престола — великого князя Александра Александровича (будущего Александра III). Ипполит Монигетти был не только талантливым архитектором, но и великолепным орнаменталистом — он создавал рисунки для посуды и церковной утвари.

НИКОЛАЙ II И СИЛЬВИО ДАНИНИ

Особняк Кокорева. Архитектор Сильвио Данини. Фотография: Mossir

Сильвио Данини был последним придворным архитектором императорской семьи. Приближенным к Николаю II зодчим он стал после того, как перестроил Знаменскую церковь в Царском Селе, чем и обратил на себя внимание. Главными проектами Данини были перестройка правого крыла Александровского дворца под покои Николая II, а также работа по обустройству местного парка: он возводил мосты и декоративные садовые памятники. Впрочем, работал архитектор не только по заказу императорской семьи: в том же Царском Селе Данини построил особняк Кокорева в стиле модерн, школу нянь, Дом призрения увечных воинов и другие здания. Данини намного пережил своего патрона — несмотря на близость к царской семье, репрессиям в советское время он не подвергся и умер в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Категория: Всем учителям
21.07.2017 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!