СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Любить по-русски": Как признавались в чувствах герои классических книг. Ч. 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Любить по-русски": Как признавались в чувствах герои классических книг. 

"Война и мир" Льва Толстого: Пьер Безухов и Наташа Ростова.                

Будучи помолвленной с князем Андреем Болконским, Наташа Ростова увлеклась вероломным Анатолем Курагиным. Лишь счастливая случайность предотвратила их побег. Прощение у брошенного жениха Наташа просила через его друга Пьера Безухова, а тот признался ей в любви.   

— Он теперь здесь, скажите ему. чтоб он прост. простил меня. — Она остановилась и ещё чаще стала дышать, но не плакала.    — Да. я скажу ему, — говорил Пьер, — но. — Он не знал, что сказать. Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру.    — Нет, я знаю, что всё кончено, — сказала она поспешно. — Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё. — Она затряслась всем телом и села на стул.    <.>    И ещё больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слёзы, и надеялся, что их не заметят.    <.>    — Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, — сказал он ей.    — Для меня? Нет! Для меня всё пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением.    — Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.    Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты.            Девушка получила прощение бывшего жениха, когда князь Андрей умирал у неё на руках: он был ранен в Бородинском сражении и при отступлении русских войск попал в дом к Ростовым, где разместился госпиталь. Замуж Наташа вышла за овдовевшего Пьера Безухова.   

"Анна Каренина" Льва Толстого: Кити и Лёвин.                

Единственная счастливая пара в романе Толстого — княжна Кити Щербацкая и помещик Константин Лёвин. Кити не сразу ответила согласием влюблённому в неё молодому человеку: она была увлечена красавцем Алексеем Вронским. Но он заинтересовался замужней Анной Карениной, и Лёвин попытался добиться взаимности во второй раз:

— Вот, — сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, н, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: "когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда, или тогда?" Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять эту сложную фразу; но он посмотрел на неё с таким видом, что жизнь его зависит от того, поймёт ли она эти слова.    Она взглянула на него серьёзно, потом оперла нахмуренный лоб на руку и стала читать. Изредка она взглядывала на него, спрашивая у него взглядом: "То ли это, что я думаю?"    

— Я поняла, — сказала она, покраснев.    — Какое это слово? — сказал он, указывая на н, которым означалось слово никогда.    — Это слово значит никогда, — сказала она, — но это неправда!    Он быстро стёр написанное, подал ей мел и встал. Она написала: т, я, н, м, и, о. <.> Он вдруг просиял: он понял. Это значило: "тогда я не могла иначе ответить".    Он взглянул на неё вопросительно, робко.    — Только тогда?    

— Да, — отвечала её улыбка.

"Гранатовый браслет" Александра Куприна: письмо Желткова Вере.                

Мелкий чиновник Желтков был безнадёжно влюблён в Веру Николаевну, два года неотлучно следил за ней и засыпал письмами. Когда она вышла замуж, Желтков продолжал свои эпистолярные "ухаживания". Последнее письмо Вера Николаевна получила в тот день, когда узнала о его самоубийстве:

"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. <.>    Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.    Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твоё".    <.> В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли.    Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.    

Г. С.Ж."

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака: Юрий Живаго и Лара.                Жизнь сводила и разлучала героев романа много раз. В разгар Гражданской войны перед очередной разлукой — уже навсегда — Юрий Живаго высказал Ларисе то, что чувствовал к ней долгие годы:            ◽ Называй её как хочешь, гибель действительно стучится в наши двери. <.> Ты недаром стоишь у конца моей жизни, потаённый, запретный мой ангел, под небом войн и восстаний, ты когда-то под мирным небом детства так же поднялась у её начала.    Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша. <.>    Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете.    Если подойти к ней близко или дотронуться до неё пальцем, искра озарит комнату и либо убьёт на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью.    Я весь наполнился блуждающими слезами, весь внутренне сверкал и плакал. Мне было до смерти жалко себя, мальчика, и ещё более жалко тебя, девочку. Всё моё существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, ещё больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.    Вот, наконец, я это высказал. От этого можно с ума сойти. И я весь в этом.        

© Автор: Екатерина Гудкова. Портал "Культура.РФ".

Материал взят из группы "Библиотеки прошлого".

Категория: Литература
23.03.2019 02:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП