© 2025, Скурихина Тамара Петровна 5
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Можно назвать несколько причин, подтолкнувших человека к освоению водной стихии. Древние люди часто переходили с одного места на другое и должны были во время своих странствований тащить на себе свои пожитки. Стараясь облегчить эту непростую работу, они стали задумываться о средствах передвижения и прежде всего научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, в местах, которые находились на берегу морей или больших рек, богатых рыбой, плавательные средства были необходимы для рыбалки.
Первым плавательным средством древних был плот. Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением, но он вполне годился для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами).
Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, легком и маневренном плавательном средстве. Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка.
Единственные древние лодки, которые «дожили» до наших дней, это - долблёнки. Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.
Древнейшая (или одна из древнейших) в мире долблёнка, обнаруженная на территории Нидерландов, датируется между 8040 г. до н.э. и 7510 г. до н.э. — это каноэ из Пессе. Обнаружено каноэ в 1955 году в посёлке Пессе близ города Хогевен в болотистой почве. Радиоуглеродным методом датируется около 8200 — 7600 гг. до н.э. Размеры каноэ составляют 298 см x 44 см. Лодка изготовлена из древесины сосны, обработанной топорами из кремня или оленьего рога. Лодка использовалась достаточно длительное время, после чего её затопили в болоте.
Одновременно шло развитие гребли. Для перемещения вдоль берега человек мог пользоваться шестом, но для того чтобы плавать по глубоким местам, ему потребовалось особое приспособление - весло. Оно развилось постепенно из гребной доски и уже в очень древние времена приняло современный лопатообразный вид.
Всё находки долблёнок сделаны из дерева. Но, как мы знаем, дерево ещё обработать надо, и это не так то просто. Вероятно, первые лодки не сохранились потому, что были сделаны из камышей или подобного материала. В подборке есть фотография тростниковых лодок на озере Титикака. Правда, далеко такие лодки не плавают, но для нас это и не важно: главное, что такое возможно, и они, скорее всего, были первыми лодками.
Изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряженных усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были совершенно вытеснены из употребления легкими лодками, сшитыми из коры. Построить такую лодку было намного проще. Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Потом концы куска сшивались и связывались корнями, швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Умелый мастер мог изготовить такую лодку всего за несколько часов. На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус. Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения.
Материал для публикации взят в доступном интернете.
·
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 5