СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа над тембром голоса с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью работы учителя-логопеда по преодолению нарушения речевого голоса в детском саду, является формирование голоса, приближенного к норме: голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Разработка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Задачами работы учителя-логопеда является: - определение коррекционно-логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи; - организация системной консультативной помощи родителям; - систематизация рекомендаций обучающего значения для педагогов по работе с детьми, имеющими нарушение голоса; Работа над голосом у детей дошкольного возраста будет более эффективной при соблюдении следующих педагогических условий: 1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения. 2. Устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных детей к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках. 3. Развитие всех компонентов голоса, совершенствование интонационной стороны речи. Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания общих сведений о голосе, его акустических параметрах, о физиологии голосообразования. Учитывая знания о развитии голоса ребёнка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом. Учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией, только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата. В процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребёнка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения. Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребёнка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Тембр голоса у детей с тяжелыми нарушениями тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка. У детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок. Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью умения изменять силу и высоту голоса. Дети недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами. Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, му, мяу, и го-го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли. Развитие диапазона высоты голоса Упражнение Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О___». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О___». Руки вверху, высоким голосом: «О___». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту». Упражнение Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т. д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными. Игра «Самолет» Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___». Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___». Самолет садится. Низким голосом, руки опущены, приседают: «У___». Упражнение Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса. Летит поезд во весь дух: - Ух! Ух! Ух! Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками. Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят. Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают. Развитие силы голоса Упражнение Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет Уже барабанит. Уже барабанит. Упражнение "Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту (изменение высоты голоса). Выработка подвижности голоса Упражнение Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали". Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса Упражнение Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О___». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». Работа над тоном речи Упражнение. Произнесите фразу "Какое платье " так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.Воспитание интонационной выразительности Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой просодикой, интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Учитывая то, что интонация—это единство взаимосвязанных компонентов. звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, включая ударения и логические паузы. Позволяют говорящему выражать различные чувства. При нарушении любого составляющего речь теряет соответствующие свойства выразительности..Интонационная выразительность речи это сложный комплекс всех выразительных средств речи, обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов и позволяет избежать монотонности. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности. Мелодика проявляется в повышении и понижении тона голоса. В сочетании ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом. Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи — сообразно ее ритмическому строению. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания. Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все части проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

03.02.2018 09:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП