СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логомассаж ложками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотела бы поговорить о нетрадиционном методе логопедического массажа, так ка наша система образования сталкивается с большим ростом детей с нарушениями речи, причем, как правило, с наиболее тяжелыми (ТНР). Поэтому, нам как коррекционным педагогам остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма. Как известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор, а логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. И так, существует множество разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. Но существует массаж ложками,

Впервые металлические ложки стали применяться в косметологии доктором Рене Кохом. Доктор Кох разработал и предложил уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Р.Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Затем, метод массажа с использованием ложек стал применяться и в логопедии предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками. Это массаж хорош при стерто форме дизартрии, которая проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах мышц артикуляционного аппарата.

Чем же он так хорош ( преимущества массажа ложками):

1.Доступность

2.Приятные ассоциации (удовольствие от еды).

3.Простота в обработке предмета-достаточно их помыть.

4.Подготовкой к артикуляционной гимнастике.

5.Усвоение предлогов и предложных слов.

6.Ребенок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

7.Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.

8.Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.

9.Массаж ложкой легко освоить (даже родителям и детям)

10.Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

12.Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

13.Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Так же этот массаж решать следующие цели и задачи, которые стоят перед нами - специалистами.

Цели логопедического массажа ложками:

  • запоминание частей ложки;
  • закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа;
  • освоение движений массажа;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • упражнение в синхронной работе рук;
  • коррекция нарушений слоговой структуры

Все манипуляции выполняют под проговаривание коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, что влияет на слоговую структуру слова.

Задачи логопедического массажа ложками

- стимулирование речевых центров коры головного мозга;

- сокращение или прекращение судорог, синкинезий;

- нормализация мышечного тонуса;

-улучшение работы органов артикуляции;

- улучшение работы мимической мускулатуры.

Противопоказания

Как и у любой медицинской процедуры, у логопедического массажа (в том числе, и ложками) есть противопоказания:

- Острые инфекционные заболевания.

- Повышенная температура тела.

- Кожные заболевания.

- Конъюнктивит.

- Стоматит.

- Перед началом занятий взрослый обращает внимание на общее состояние ребенка. Проводить сеанс нужно только тогда, когда малыш здоров.

Обучая ребенка самомассажу, сначала показываем каждый приём на себе и комментирует его. Затем ребенок выполняет массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.

На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах. (кончик, ямка, черпачок, горка, боковые края, черенок)

Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика), игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.

Черпачок кручу, любя,

От себя и на себя.

Есть у ложки кончик, бок,

Ямка, горка, черенок….

Смотрит ложка ямкой вниз

И дрожит, как тонкий лист.

А теперь обняв, держу,

Пальчик в ямку положу.

Лодка ходит по воде –

Круг рисую я везде.

Снизу пальчик ставлю – что ж,

На кого теперь похож?..

Ай да, ложечка моя,

Дай тебя поглажу я!

(Ложку держим вертикально, поворачивая ямкой от себя и к себе)

(Одной рукой держим ложку, другой показываем кончик, бок, ямку, горку, черенок)

(Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами за кончик и покачиваем вверх-вниз)

(Захватываем ложку сверху кулачком, но большой палец в ямке)

(Имитируем движения лодки)

(Захватываем ложку сверху кулачком, большой палец снизу черпачка со стороны горки. Большой палец ходит вверх-вниз, имитируя рот)

(Держим ложку вертикально и гладим пальчиком указательным по черпачку)

После того как дети выучили и запомнили части ложки можно приступать ко 2 этапу: массаж и самомассаж лица. На начальном этапе логопед проводит массаж индивидуально с ребенком, для того чтобы познакомить с частями лица, движениями и направлениями ложкой на лице.

Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют. Стихотворение является ритмом, в котором должны совершаться движения, а также порядок этих движений, что не мало важно для детей с ОВЗ.

Массаж языка лучше проводить зондом – он будет эффективнее. По такой методике лучше прорабатывать лицевые мышцы. Но если у ребенка стойкая негативная реакция на зонды, эту методику можно применить для нормализации тонуса языка. Выполняют все основные массажные движения: поглаживания, надавливание, похлопывания, покалывание. Двигаться нужно по направлению к кончику языка. Будьте аккуратными: прежде чем проводить воздействие на мышцы языка, проверьте состояние рвотного рефлекса. У некоторых детей он повышенный, поэтому во время сеанса нужно быть очень осторожными.

На индивидуальных уроках специалист может больше времени уделяет массированию проблемных участков у определенного ребенка. Это повышает эффективность занятия. Длительность сеанса не должна превышать 5-10 минут.

Хотела бы поговорить о нетрадиционном методе логопедического массажа, так ка наша система образования сталкивается с большим ростом детей с нарушениями речи, причем, как правило, с наиболее тяжелыми (ТНР). Поэтому, нам как коррекционным педагогам остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма. Как известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор, а логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. И так, существует множество разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. Но существует массаж ложками,

Впервые металлические ложки стали применяться в косметологии доктором Рене Кохом. Доктор Кох разработал и предложил уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Р.Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Затем, метод массажа с использованием ложек стал применяться и в логопедии предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками. Это массаж хорош при стерто форме дизартрии, которая проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах мышц артикуляционного аппарата.

Чем же он так хорош ( преимущества массажа ложками):

1.Доступность

2.Приятные ассоциации (удовольствие от еды).

3.Простота в обработке предмета-достаточно их помыть.

4.Подготовкой к артикуляционной гимнастике.

5.Усвоение предлогов и предложных слов.

6.Ребенок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

7.Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.

8.Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.

9.Массаж ложкой легко освоить (даже родителям и детям)

10.Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

12.Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

13.Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Так же этот массаж решать следующие цели и задачи, которые стоят перед нами - специалистами.

Цели логопедического массажа ложками:

  • запоминание частей ложки;
  • закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа;
  • освоение движений массажа;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • упражнение в синхронной работе рук;
  • коррекция нарушений слоговой структуры

Все манипуляции выполняют под проговаривание коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, что влияет на слоговую структуру слова.

Задачи логопедического массажа ложками

- стимулирование речевых центров коры головного мозга;

- сокращение или прекращение судорог, синкинезий;

- нормализация мышечного тонуса;

-улучшение работы органов артикуляции;

- улучшение работы мимической мускулатуры.

Противопоказания

Как и у любой медицинской процедуры, у логопедического массажа (в том числе, и ложками) есть противопоказания:

- Острые инфекционные заболевания.

- Повышенная температура тела.

- Кожные заболевания.

- Конъюнктивит.

- Стоматит.

- Перед началом занятий взрослый обращает внимание на общее состояние ребенка. Проводить сеанс нужно только тогда, когда малыш здоров.

Обучая ребенка самомассажу, сначала показываем каждый приём на себе и комментирует его. Затем ребенок выполняет массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.

На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах. (кончик, ямка, черпачок, горка, боковые края, черенок)

Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика), игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.

Массаж языка лучше проводить зондом – он будет эффективнее. По такой методике лучше прорабатывать лицевые мышцы. Но если у ребенка стойкая негативная реакция на зонды, эту методику можно применить для нормализации тонуса языка. Выполняют все основные массажные движения: поглаживания, надавливание, похлопывания, покалывание. Двигаться нужно по направлению к кончику языка. Будьте аккуратными: прежде чем проводить воздействие на мышцы языка, проверьте состояние рвотного рефлекса. У некоторых детей он повышенный, поэтому во время сеанса нужно быть очень осторожными.

На индивидуальных уроках специалист может больше времени уделяет массированию проблемных участков у определенного ребенка. Это повышает эффективность занятия. Длительность сеанса не должна превышать 5-10 минут.

04.12.2023 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!