© 2021 129
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова
Михаил Булгаков — один из самых популярных писателей ХХ века. Спектакли по его произведениям в разные годы ставили знаковые российские режиссеры. Мы попросили театрального критика Ольгу Романцову выбрать лучшие постановки и рассказать, где смотреть «Мастера и Маргариту», «Театральный роман» и «Зойкину квартиру».
«Мастер и Маргарита»
Студия театрального искусства
Режиссер: Сергей Женовач
Режиссер сам сочинил инсценировку, переработав черновики писателя, — его версия «Мастера и Маргариты» составляет дилогию со спектаклем «Записки покойника» («Театральный роман»). Место действия — клиника для душевнобольных. Узкое пространство авансцены, где появляются герои, отсекает от остального пространства занавес, сшитый из пододеяльников и наволочек. Почти все герои романа, включая Понтия Пилата и Иешуа, — пациенты этой клиники; свита Воланда превратилась в санитаров в белых халатах. А Воланд (Алексей Вертков), главный герой спектакля, равнодушно наблюдает за происходящим. Сеанс черной магии происходит в зрительном зале, денежные купюры, отданные зрителями, горят, а Гелла может вытащить женское белье из кармана любого мужчины.
«Мастер и Маргарита»
МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер: Янош Сас (Венгрия)
На сцене огромный черный тоннель московского метро, его символ — буква М в сцене бала у Воланда переворачивается, превратившись в воландовское W. Мастер (Анатолий Белый) в прологе идет под черным сводом, с грохотом волоча за собой железную больничную кровать. Венгерский режиссер Янош Сас, известный у нас своими киноработами, призер XX ММКФ, перенес действие в современную Москву: герои читают журнал Playboy, носят пиджаки «Армани» и звонят по мобильным. Самые сложные для постановки в театре сцены — распятие Иешуа и полет Маргариты — сняты на камеру и транслируются на экран-задник. Режиссер в интервью признался, что поставил спектакль для тех, кто не читал роман: включил в него ключевые сцены, уделил внимание любовной линии и проделкам воландовской свиты.
«Мастер и Маргарита»
Театр Романа Виктюка
Режиссер: Роман Виктюк
«Мастер и Маргарита» разительно отличается от остальных спектаклей Виктюка. Главная тема этой постановки — взаимоотношения художника и власти. Воланд (Дмитрий Бозин) здесь — еще одна ипостась вождя, а поверившие ему Мастер и его возлюбленная обречены на адские муки. Режиссер одним из первых ввел в спектакль фонограммы с записью истерически восторженных выступлений избирателей 1930-х годов и речи самого Сталина. По замыслу Виктюка, тоталитаризм уничтожает красоту: массовка в грубых советских майках здесь выполняет гимнастические упражнения под бравурную мелодию, а в сцене бала у Сатаны танцует, надев на головы бюсты вождей пролетариата. А Воланд выходит в зрительный зал, как будто высматривая себе достойного противника.
«Мастер и Маргарита»
Театр на Таганке
Режиссер: Юрий Любимов
Премьера первой в России театральной постановки «Мастера и Маргариты» прошла в 1977 году, но сочинение Юрия Любимова, полное отваги, фрондерства и стремления рассказать зрителям правду, идет по сей день. Театру не дали денег на постановку «антисоветчины», и Любимов с художником Давидом Боровским использовали фрагменты декораций других спектаклей. Шерстяной занавес из «Гамлета» движется по сцене, отделяя один эпизод от другого, обнаженная Маргарита летает над сценой на огромном маятнике, а в сцене «сеанса магии» в зал падают билеты на «Мастера и Маргариту». После премьеры эти билеты стали «валютой», за которую можно было достать любой дефицит или услугу. И хотя сейчас в спектакле уже не играют первые исполнители ролей Иешуа, Мастера, Воланда и Маргариты, он выстроен так, что до сих пор взаимодействует со зрителями.
© 2021 129