СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Романов. В поисках исторической справедливости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь великого князя Михаила Романова оборвалась трагически. Его расстреляли в ночь с 12 на 13 июня 1918 года в лесу между Пермью и посёлком Мотовилиха, а реабилитировали лишь спустя почти столетие.

«Я не хочу покидать Россию»

В 1917 году император Николай II отрёкся от престола в пользу Михаила Александровича Романова. А тот, в свою очередь, отказался принять верховную власть до соответствующего решения Учредительного собрания. После отречения, до ноября 1917 года, Михаил Александрович жил то в Гатчине, то в Петрограде. Какое-то время его пытались убедить уехать из России – его доверенным лицом, камердинером был Джонсон Брайан, или, как его называли, Николай Николаевич Джонсон. Он даже получил для великого князя визу на выезд в Лондон, но Михаил Романов отказался. «Я не хочу покидать Россию. Я верю в русских людей… Они не причинят мне вреда», – сказал он тогда.

В ноябре 1917 года Михаил Александрович явился в Смольный и обратился к управляющему делами Совнаркома Бонч-Бруевичу с просьбой определить его положение в Советской России. Бонч-Бруевич оформил Романову разрешение о «свободном проживании» как рядового гражданина республики. В том же ноябре Петроградский военный революционный комитет переводит Михаила Александровича в Гатчину под домашний арест. А в конце 1917-го заместитель народного комиссара Госконтроля Эссен сообщает Ленину о просьбе Романова изменить его фамилию на Брасов (по названию имения) и предоставить возможность жить как гражданину Российской Советской Республики. Ленин ответил, что не намерен этим заниматься.

9 марта 1918 года Совнарком выносит решение о высылке великого князя и других лиц, в том числе и секретаря Михаила Романова Джонсона, в Пермскую губернию. Там, формально оставаясь на свободе, М. А. Романов фактически находился под надзором. И примерно в конце мая – начале июня 1918 года в Перми принимается решение о расстреле Михаила Романова.

Арест и расстрел

Скорее всего, задокументировано решение не было. Участники убийства описывают произошедшее по-разному. Так, например, Павел Малков, председатель коллегии Пермской Губчека, вспоминает: «В связи с приближением к Перми Колчака и подозрительного поведения Михаила Романова у руководства Пермской Губчека явилась мысль расстрелять его. Посоветовавшись с председателем Пермского губисполкома товарищем Сорокиным и руководителями Пермской городской партийной организации, было решено срочно расстрелять Михаила Романова, причём в совершенно секретном порядке». Малков утверждает, что похищение и расстрел были осуществлены по поручению Пермского городского комитета партии большевиков. Он также пишет, что данная акция была осуществлена с разрешения местных партийных органов.

Член Губчека Николай Жжугов, также принимавший участие в подготовке акции по похищению и расстрелу Михаила Романова, в своей биографии пишет следующее: «По поручению Губчека я много выполнял важнейших дел, как то: аресты и расстрелы. Лично мною был арестован Михаил Романов (брат царя)…».

Работник мотовилихинской милиции Иван Новосёлов утверждал, что расстрел был осуществлён «по нелегальному постановлению Мотовилихинской организации ВКП(б)».

Одним из самых ярких участников расстрела Михаила Романова был Гавриил Мясников, до революции осуждённый и отбывавший наказание в Орловском централе, буквально в нескольких сотнях метров от того дома, где ранее жил Михаил Романов. В феврале 1917-го его выпустили одним из первых. Впоследствии покинув Россию, он написал книгу под названием «Как я бежал Михаила Романова». Почему такое название? Дело в том, что в ходе подготовки убийства великого князя все его участники – Мясников, Марков, Жжугов, Малков, Иванченко, Новоселов, Трофимов, Колпащиков – обманно вывезли Романова и Джонсона из «Королевских номеров» (гостиница в Перми, названная так по фамилии бывшего владельца – купца В. Н. Королёва), где они тогда проживали, и расстреляли в ночь с 12 на 13 июня в лесу между Пермью и Мотовилихой тайно. А затем, желая скрыть содеянное, объявили, что Михаил Романов бежал. Более того, 18 сентября 1918 года за подписью Малкова была отправлена телеграмма о том, что Романов задержан.

Правда, позже в своих воспоминаниях Андрей Малков рассказывал, что когда был в Москве, его пригласили к Ленину, и тот долго расспрашивал его о том, как произошло убийство. А потом сказал коротко: «Вот и хорошо. Правильно сделали».

*

Когда открылась эта информация, в факте репрессивных действий сомневаться уже не приходилось.

Если оценивать произошедшее с точки зрения права, в отношении М. А. Романова были применены два факта репрессий. Во-первых, высылка его из Петрограда в административном порядке. Во-вторых, его расстрел по решению местных органов власти. В соответствии с законом, процедура реабилитации зависит от того, кем принималось решение. Если органами власти или местного самоуправления, начиная от комитета сельской бедноты и заканчивая Совнаркомом, – делом должны заниматься органы внутренних дел. Если решение принималось судебными либо внесудебными органами (в том числе Губчека) – этим должна заниматься прокуратура.

В 2009 году Генеральная прокуратура России удовлетворила просьбу о реабилитации членов семьи Романовых, казнённых после революции, которую подала великая княгиня Мария Владимировна.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/v-poiskah-istoricheskoj-spravedlivosti

Категория: Всем учителям
04.01.2017 19:53


© 2017 251

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!