СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автограф стихотворения М. И. Цветаевой. 13 (26) мая 1913. РГАЛИ. Ф. 1190. Оп. 2. Ед. хр. 22. Л.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Май 1913

Этим пророческим стихотворени­ем обычно открываются все цвета­евские сборники. А было написано оно в 1913 году, когда в поэти­ческий дар М. И. Цветаевой, в её призвание быть Поэтом верили, пожалуй, только она сама да ещё несколько друзей-поэтов.

Основное содержание стихотворе­ния раскрыто в последних строчках.

Композиция стихотворения, его язык, синтаксический строй подчёр­кивают идею произведения – веру в призвание, в дар Поэта.

Стихотворение состоит из одного сложноподчинённого предложения, которое развёрнуто в три строфы. В первой строфе главное предложение прерывается придаточными меры и степени и изъяснительным (с после­довательным подчинением), кото­рые вносят оттенок удивления лирической героини, некоторой неуве­ренности в том, что у неё есть пред­назначение поэта.

И в первой, и во второй строфах отсутствуют глаголы-сказуемые (есть только в придаточном), поэтому чи­татель не сразу понимает, для чего поэт заговорил о своих стихах. Лишь в конце третьей строфы Цветаева заявляет: Настанет свой черёд. Это утверждение не кажется дерз­ким, так как талант поэта явно за­метен и в этом раннем стихотворе­нии. Обращает на себя внимание присоединение, «нанизывание» при­частных оборотов, оформленных как самостоятельные фразы:

Сорвавшимся, как брызги из фонтана.

Ворвавшимся, как маленькие черти.

Разбросанным в пыли по магазинам.

Такая градация (сорвавшимся ворвавшимся – (в итоге) разбросан­ным) создаёт напряжение в инто­нации стихотворения. Придаточное предложение места (Где их никто не брал и не берёт) в третьей стро­фе приобретает экспрессивный ха­рактер: это единственное неприят­ное автору воспоминание. Оформ­ленное в качестве вставной конст­рукции – с помощью скобок, – оно позволяет не задерживать внимание читателя на этой мысли, хотя нали­чие восклицательного знака свиде­тельствует о том, что она важна для поэта.

Говоря об изобразительных сред­ствах стихотворения, создающих его общую тональность, следует, преж­де всего, подчеркнуть намеренное употребление стилистически возвы­шенной лексики: святилище, сон, фимиам, черёд. Творчество для по­эта свято. И значение контекстуальных синонимов: сон («покой, бла­женство») – фимиам («благовоние») усиливается обобщением святили­ще («место, внушающее чувство почтения»). Но эту гармонию нарушают черти – мысли, врывающиеся внезапно.

Любому поэту свойственно обра­щение к философской теме: мыслям о жизни и смерти. Но у Цветаевой это мысли о юности и смерти.

Особое внимание уделим эпитетам маленькие (черти), драгоценным (винам), рождающим ряд эстетиче­ски значимых ассоциаций. Прила­гательное маленькие, употреблен­ное рядом с существительным чер­ти, рождает метафору – намёк на чистоту, искренность, безобидность такой шалости, как стихотворче­ство. А семантика слова драгоцен­ным позволяет судить о высокой цене творчества.

Доминирующим изобразительным средством в стихотворении являет­ся сравнение. Внезапность рожде­ния мысли, стиха передаётся сопо­ставлением с быстротой, неожидан­ностью брызг фонтана, искр ракет; безобидность первых проб пера, раз­мышлений о вечных темах подчёркивается уже упомянутым как ма­ленькие черти. А сравнение стихов с драгоценными винами в третьей, заключительной, строфе говорит о том, что поэт уверен в признании, которое наступит позже. Чем стар­ше вино, тем оно ценнее, то же про­изойдет и со стихами Цветаевой. Свою роль в этом играет анафора (моим стихам), с помощью которой автор настойчиво заявляет о себе читающему миру.

Полна глубокого смысла и выра­зительности заключительная анти­теза: Где их никто не брал и не берёт. – Настанет свой черёд. Глаголы несовершенного вида про­шедшего и настоящего времени с отрицательной частицей не подчёр­кивают, что талант поэта пока ещё не раскрыт, но надежда есть. Гла­гол совершенного вида будущего времени настанет выражает веру в то, что стихи будут востребованы.

Анализируя ритм стиха, мы видим отступление от метра, в данном слу­чае – ямба. Эти отступления реали­зованы в семантически важных «ключевых» словах и выражениях: написанным, сорвавшимся, как брызги из фонтана. Пропуск уда­рения в стопе приводит к ускоре­нию их произнесения, к усилению логического ударения в последних слогах, что воздействует на читателя эмоционально. Это подчёркива­ется и гармоничным чередованием женской (стихи 1–3) и мужской (стихи 2–4) рифм в каждой строфе.

Пятистопный ямб первых трёх стихов каждой строфы уступает ме­сто «короткому» трёхстопному с осо­бым ритмическим напряжением.

Источник: Герасимова Н. И. М. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» // Русский язык в школе и дома. 2006. – № 6. – С. 11–12.

https://www.youtube.com/watch?v=xIlkfS-27IA

https://www.youtube.com/watch?v=INIVdlTHnUU

Категория: Литература
11.05.2017 23:57


© 2017 2889

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!