© 2017 2889
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автограф стихотворения М. И. Цветаевой. 13 (26) мая 1913. РГАЛИ. Ф. 1190. Оп. 2. Ед. хр. 22. Л.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Май 1913
Этим пророческим стихотворением обычно открываются все цветаевские сборники. А было написано оно в 1913 году, когда в поэтический дар М. И. Цветаевой, в её призвание быть Поэтом верили, пожалуй, только она сама да ещё несколько друзей-поэтов.
Основное содержание стихотворения раскрыто в последних строчках.
Композиция стихотворения, его язык, синтаксический строй подчёркивают идею произведения – веру в призвание, в дар Поэта.
Стихотворение состоит из одного сложноподчинённого предложения, которое развёрнуто в три строфы. В первой строфе главное предложение прерывается придаточными меры и степени и изъяснительным (с последовательным подчинением), которые вносят оттенок удивления лирической героини, некоторой неуверенности в том, что у неё есть предназначение поэта.
И в первой, и во второй строфах отсутствуют глаголы-сказуемые (есть только в придаточном), поэтому читатель не сразу понимает, для чего поэт заговорил о своих стихах. Лишь в конце третьей строфы Цветаева заявляет: Настанет свой черёд. Это утверждение не кажется дерзким, так как талант поэта явно заметен и в этом раннем стихотворении. Обращает на себя внимание присоединение, «нанизывание» причастных оборотов, оформленных как самостоятельные фразы:
Сорвавшимся, как брызги из фонтана.
Ворвавшимся, как маленькие черти.
Разбросанным в пыли по магазинам.
Такая градация (сорвавшимся – ворвавшимся – (в итоге) разбросанным) создаёт напряжение в интонации стихотворения. Придаточное предложение места (Где их никто не брал и не берёт) в третьей строфе приобретает экспрессивный характер: это единственное неприятное автору воспоминание. Оформленное в качестве вставной конструкции – с помощью скобок, – оно позволяет не задерживать внимание читателя на этой мысли, хотя наличие восклицательного знака свидетельствует о том, что она важна для поэта.
Говоря об изобразительных средствах стихотворения, создающих его общую тональность, следует, прежде всего, подчеркнуть намеренное употребление стилистически возвышенной лексики: святилище, сон, фимиам, черёд. Творчество для поэта свято. И значение контекстуальных синонимов: сон («покой, блаженство») – фимиам («благовоние») усиливается обобщением святилище («место, внушающее чувство почтения»). Но эту гармонию нарушают черти – мысли, врывающиеся внезапно.
Любому поэту свойственно обращение к философской теме: мыслям о жизни и смерти. Но у Цветаевой это мысли о юности и смерти.
Особое внимание уделим эпитетам маленькие (черти), драгоценным (винам), рождающим ряд эстетически значимых ассоциаций. Прилагательное маленькие, употребленное рядом с существительным черти, рождает метафору – намёк на чистоту, искренность, безобидность такой шалости, как стихотворчество. А семантика слова драгоценным позволяет судить о высокой цене творчества.
Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является сравнение. Внезапность рождения мысли, стиха передаётся сопоставлением с быстротой, неожиданностью брызг фонтана, искр ракет; безобидность первых проб пера, размышлений о вечных темах подчёркивается уже упомянутым как маленькие черти. А сравнение стихов с драгоценными винами в третьей, заключительной, строфе говорит о том, что поэт уверен в признании, которое наступит позже. Чем старше вино, тем оно ценнее, то же произойдет и со стихами Цветаевой. Свою роль в этом играет анафора (моим стихам), с помощью которой автор настойчиво заявляет о себе читающему миру.
Полна глубокого смысла и выразительности заключительная антитеза: Где их никто не брал и не берёт. – Настанет свой черёд. Глаголы несовершенного вида прошедшего и настоящего времени с отрицательной частицей не подчёркивают, что талант поэта пока ещё не раскрыт, но надежда есть. Глагол совершенного вида будущего времени настанет выражает веру в то, что стихи будут востребованы.
Анализируя ритм стиха, мы видим отступление от метра, в данном случае – ямба. Эти отступления реализованы в семантически важных «ключевых» словах и выражениях: написанным, сорвавшимся, как брызги из фонтана. Пропуск ударения в стопе приводит к ускорению их произнесения, к усилению логического ударения в последних слогах, что воздействует на читателя эмоционально. Это подчёркивается и гармоничным чередованием женской (стихи 1–3) и мужской (стихи 2–4) рифм в каждой строфе.
Пятистопный ямб первых трёх стихов каждой строфы уступает место «короткому» трёхстопному с особым ритмическим напряжением.
Источник: Герасимова Н. И. М. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» // Русский язык в школе и дома. 2006. – № 6. – С. 11–12.
https://www.youtube.com/watch?v=xIlkfS-27IA
https://www.youtube.com/watch?v=INIVdlTHnUU