СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Виельгорский. «Маленькое министерство изящных искусств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Юрьевич Виельгорский (11 ноября 1788 – 9 сентября 1856)

«Гениальнейший из дилетантов» – так характеризовал Шуман страстного любителя музыки, богатого и знатного царедворца графа Михаила Юрьевича Виельгорского. Не менее восторженно звучит отзыв о Виельгорском Ивана Сергеевича Тургенева, который хорошо знал Михаила Юрьевича и его семью: «Это личность ярко и щедро одарённая, которая могла бы сделаться не тем, чем стала. Он очень учён, но не видно, чтобы придавал этому особое значение».

Тургенев попал в салон Виельгорских в начале 40-х годов и не мог не оценить оригинальность графа Виельгорского. Музыкальное образование Михаила Юрьевича было невероятное. Он знал наизусть все «замечательные симфонии и партиции». Виельгорский сам был хорошим музыкантом и композитором. Романсы его пользовались популярностью. В экспозиции Орловского объединённого государственного литературного музея Тургенева представлен портрет графа Виельгорского: на нём Михаил Юрьевич изображён обнажившим голову и как бы преклонившим одно колено в знак любви и уважения к великому искусству. О том, насколько Виельгорский почитал и любил искусство, говорит один случай. Однажды Виельгорским был устроен великолепный концерт при участии знаменитой певицы. Государь и весь двор присутствовали. И вот зазвучала музыка. Но в это время государь, который находился в соседней с концертной залой комнате, вступил в разговор с каким-то посланником. Вдруг с ужасом все увидели, что Михаил Юрьевич идёт прямо к дверям и преспокойно притворяет их. Затем он объясняет, что он это сделал, «потому что государь мешает слушать музыку». Не многие отважились бы на такой поступок.

В зале дома Виельгорских постоянно давались открытые концерты и музыкальные утра, собиравшие весь Петербург. Берлиоз называл дом Виельгорских «маленьким министерством изящных искусств северной столицы».

Здесь весной 1836 года состоялось исполнение оперы Глинки «Иван Сусанин», здесь неоднократно выступал Ференц Лист. Принимали участие в концертах Виельгорских знаменитые вокалисты того времени Д. Рубини, А. Тамбурини, Д. Паста. В музее Ивана Сергеевича Тургенева можно видеть картину «Музицирование в доме Виельгорских». Здесь бывали Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь. Также здесь собирались актёры, начинающие карьеру газетчики.

Младший брат Михаила Виельгорского – граф Матвей Юрьевич – холостяк, большую часть жизни прожил в семье брата. Участник войны 1812 года, выйдя в отставку, он посвятил себя главным образом музыке. По мнению Одоевского, был «отличным виолончистом».

Не случайно Полина Виардо вскоре после своего приезда в Петербург осенью 1843 года немедленно попала в поле зрения братьев Виельгорских. Они тут же привлекли её в свой дом. В память об их трогательной дружбе певица посвятила Матвею Юрьевичу романс «Весенний день». Вероятно, именно у Виельгорских Виардо познакомилась с русскими народными песнями и творчеством русских композиторов. Их сочинения заняли прочное место в её концертном репертуаре сразу по приезде в Россию. Виардо не могла не понимать, что дружба с Виельгорским служила ей опорой в чопорном аристократическом обществе, которое не склонно было отнестись к ней как «к равной».

После отъезда Полины на родину Тургенев становится частым посетителем салона Виельгорских. Заходил утолить музыкальный голод, ему было приятно побыть в обществе тонких ценителей изящных искусств, привлекала такая яркая, незаурядная личность, как граф Михаил. Хозяева, в свою очередь, уважали и ценили молодого писателя. Каждый раз, возвращаясь на родину из Франции, Тургенев привозит в дом Виельгорских новинки французской музыки, в частности, знакомит их с творчеством молодого композитора Шарля Гуно.

Когда же Тургенев оказался в спасской ссылке, Виельгорские стали посредниками в переписке Ивана Сергеевича и Полины Виардо. Тургенев, видимо, понимал, что благодаря хлопотам Виельгорских Полина могла получить желаемое приглашение на гастроли в Россию, где её всегда встречали с необыкновенным восторгом. Наверное, не случайно Луи Виардо, муж певицы, написав свой первый академический труд «История арабов и испанских мавров», счёл своим долгом послать эту книгу Михаилу Юрьевичу Виельгорскому. Этот том с дарственной надписью автора и владельческим автографом Михаила Юрьевича хранится ныне в Орловском объединённом государственном литературном музее Тургенева.

После смерти Михаила Юрьевича музыкальные собрания в доме Виельгорских прекратились. Значение музыкального салона Виельгорских в культурной жизни русской столицы было огромным. На склоне лет, вспоминая графа, Тургенев называл его «большим другом всех артистов». Источник: http://opravda.ru/print.php?news.7340

Категория: Всем учителям
25.01.2017 22:42


© 2017 819

Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи