СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. С. Щепкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Он создал правду на русской сцене.

А. И. Герцен

Михаил Семёнович Щепкин. Рисунок Т. Г. Шевченко

Михаил Семёнович Щепкин

(6 [17] ноября 1788,село Красное, Курская губерния –

11 [23] августа 1863, Ялта, Таврическая губерния)

«В исходе ноября 1805 года в городе Кур­ске на частном публичном театре содержате­лей-актёров Барсовых назначен был спектакль в пользу актрисы г-жи Лыковой. Молодой че­ловек лет семнадцати, с живой и умной фи­зиономией, беспрестанно бегал с раннего утра из дома своего господина, графа Волькенштейна, в дом Дворянского собрания, где поме­щался театр. На озабоченном лице юноши яс­но выражалась радость, тревога и опасение: это был дворовый мальчик графа, всеми назы­ваемый Миша, которому по случаю внезапной болезни какого-то мелкого актёра дали сы­грать маленькую роль.

Миша с детских лет страстно любил смот­реть театральные представления. Его охотно пускали и в оркестр, и за кулисы, где все его знали, любили и где он всем услуживал.

Сыграть какую-нибудь роль на публичном театре было его любимою мечтою, его постоянным и горячим желанием. Наконец желан­ная мечта превращалась в действительность, и Миша выходил на сцену в драме «Зоя» в роли почтаря Андрея. Этот Миша – теперь наш знаменитый артист, ветеран театрального ис­кусства, честь и гордость русской сцены, Ми­хаил Семёнович Щепкин», – с такими словами обратился Аксаков к юбиляру по случаю пятидесятилетия его театральной деятельности.

Щепкин занимает особое место в истории русского театра. С его именем неразрывно связано утверждение реализма на русской сце­не. Формированию взглядов Щепкина способствовали его тесные идейные и дружеские свя­зи с передовыми общественными и художественными деятелями России (Пушкин, Гоголь, Аксаков, Белинский, Герцен, Тургенев, Некра­сов, Грановский, Шевченко).

Щепкин и Аксаков! Их объединяла неустан­ная борьба против всего напыщенного, ходульного, постоянное обращение к народным обра­зам, борьба за реалистическое искусство. В дневниках Погодина всё время рядом их име­на: «Обедал у Аксакова. Слушал с удовольстви­ем актёра Щепкина» (21 января 1828 г.), «Обедал у Аксакова и с большим удоволь­ствием говорил с Щепкиным о театре» (3 мар­та 1828 г.) и т. д. «Был в театре один чело­век, постоянно недовольный Щепкиным, этот человек был сам Щепкин. Никогда не был со­бою доволен взыскательный художник, ничем не подкупный судья», – писал Аксаков.

Сын крепостного и сам крепостной до 1822 года, Щепкин прошёл жёсткую школу жизни и это знание принёс на сцену. В борьбе за ос­вобождение его от крепостной зависимости принимали активное участие будущий дека­брист С. Г. Волконский, И. П. Котляревский, многие зрители, внесшие свои пожертвования.

Семнадцать лет играл Щепкин в провинциальных городах, переходя из труппы в труппу. У него не было амплуа, он не выбирал себе ролей, а играл всё, включая партии в операх и балетах. Его исполнение отличалось искро­мётным темпераментом, юмором. Щепкин быс­тро завоевал положение первого комического актёра.

В 1823 году он был принят в труппу Мос­ковского театра (с 1824 г. – Малый театр), которому посвятил всю жизнь, где были сыграны сотни ролей – крестьян, мещан, мелких чиновников в пьесах Фонвизина, Крылова, Гоголя и других.

Щепкин обладал дарованием, вызывавшим восхищение, изумление у современников. «Это не человек, а дьявол», – писал Белинский; его друзья ценили в нём талант, природный ум, любовь к искусству, жажду образования. Щепкин ненавидел неуважение к трудовому народу. Когда однажды сановник заявил, что в доброе старое время всё было лучше, Щеп­кин резко возразил: «Согласиться с Вашими словами в мои годы будет бессовестно. Всмот­ритесь в меня, генерал, я не моложе Вас, а русскую жизнь едва ли знаю не лучше вас: вы её знаете от дворца и до Ваших гости­ных, а я её знаю от дворца до ла­кейской».

Появление на сцене комедий Грибоедова и Гоголя позволило Щепкину открыть новые перспективы развития русской актёрской школы.

«Уже при жизни Щепкина его Фамусова ок­ружали легенды. Одна из них утверждала, что, готовя роль, Щепкин «пользовался советами автора». Сам актёр по этому поводу говорил: «С Грибоедовым я вовсе не был близко зна­ком, тем более, что и сама комедия его дана на сцене уже долго спустя после его смерти».

Фамусов в исполнении Щепкина имел пора­зительное сходство с реальным барином-крепостником. В этом проявилась его острая на­блюдательность, тонкое понимание всех оттен­ков роли.

М. С. Щепкин в роли Фамусова

«Ревизор» Гоголя стал центральным собы­тием в жизни актёра.

«В 1835 году до нас дошли слухи из Пе­тербурга, – писал Аксаков, – что Гоголь напи­сал комедию «Ревизор», что в этой пьесе явил­ся талант его как писателя драматического в новом и глубоком значении. Говорили, что эту пьесу никакая бы цензура не пропустила, но что государь приказал её напечатать и дать на театре». Николай I даже заставлял своих ми­нистров ездить смотреть «Ревизора». Как писал Герцен, царь даже «помирал со смеху» на первом представ­лении «Ревизора». «О ирония, святая ирония, приди, я поклонюсь тебе!» – воскликнул Гер­цен по этому поводу. «Да здравствует коме­дия! – писал Гоголь И. П. Погодину в декаб­ре 1835 года, – одну наконец решаюсь давать на театр. Скажи. милому Щепкину, что ему десять ролей в одной комедии, какую хочет, пусть такую берёт; даже может разом все иг­рать».

Во многом благодаря Щепкину, выступивше­му в роли Городничего, «Ревизор» имел выдающийся успех и навсегда утвердился в рус­ском театре.

Актёр был не только участником первых постановок пьес Грибоедова, Гоголя, Тургене­ва и других, но и активно способствовал на­писанию многих из этих пьес, горячо их пропа­гандировал, добивался снятия цензурных за­претов.

В работе над образами Щепкину помогало тесное общение с ведущими деятелями рус­ской культуры. В его маленьком домике в Спасском переулке близ Каретного ряда со­биралась вся образованная Москва. Здесь бы­вал Пушкин. Восхищённый рассказами Щепки­на о его житейских впечатлениях, он настаи­вал на том, чтобы Михаил Семёнович напи­сал свои воспоминания. Тот отказывался, ссы­лаясь на неумение писать. Пушкин убедил его писать «Записки актёра» и своей рукой напи­сал заглавие и первую фразу: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на реке Пенке.» В небольшом литературном наследии Щепкина центральное место принадлежит его «Запискам», где нашли отражение не только факты биографии и чер­ты личности великого актёра, но и его сцени­ческая работа.

Частыми гостями домика с мезонином были Т. Н. Грановский, С. Т. Аксаков, Н. П. Огарёв, Иван Сергеевич Тургенев и многие другие. Щепкин был большим мастером коротких рассказов, многие из них послужили основой для литературных произведений, например для повести Герцена «Сорока-воровка» – художественно обобщён­ной истории крепостной актрисы. «У него слё­зы блистали на глазах, когда он говорил о сви­дании своём с этой актрисой, которой он мне и имя назвал, также, как и имена прочих лиц этой повести», – писал А. Плещеев Достоев­скому в письме от 14 марта 1849 г.

Встречал здесь тёплый приём и поэт А. Коль­цов, который писал о хозяине дома Белинскому: «Он всё одинаков: человек умный, добрый, тёплый и милый».

С большой любовью относился Щепкин к Шевченко. Он одним из первых среди друзей встретил возвращающегося из ссылки Шевчен­ко. Для этого ему, уже старому и больному, пришлось тащиться на лошадях в Нижний Новгород, так как поэту ещё не был разре­шён въезд в столицы.

Михаил Семёнович дружил с профессорами Московского университета. «Всё, что вы находите во мне достойным какой-либо оценки, – говорил он на торжественном чествовании его в 1853 году, – принадлежит, собственно, не мне, – всё это принадлежит Москве, то есть то­му избранному, высокообразованному общест­ву, умеющему глубоко понимать искусство, которым Москва всегда была богата. Это об­щество при самом появлении моём на москов­ской сцене. приняло меня в свой круг. В этом кругу были все – и литераторы, и поэты, и преподаватели Московского университета; тридцать лет я находился в этом кругу. Прав­да, я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Москов­скому университету в лице его преподавате­лей: одни научили меня мыслить, другие – глубоко понимать искусство».

В 1850 г. в Москве была поставлена комедия Тургенева «Холостяк», написанная специ­ально для бенефиса Щепкина. По отзыву Не­красова, публика встретила новую комедию очень тепло. «Щепкин был великолепен, полон правды, вдохновения и чуткости.» – писал Тургенев. Одна из последних ролей Щепки­на – роль Кузовкина в «Нахлебнике» Турге­нева.

Влияние его на молодых людей, вступивших на сцену, было велико, «он внушал им серьёзную любовь к искусству и своими советами и замечаниями о игре много способствовал их развитию». Щепкин говорил, что актёр дол­жен не копировать, а вникать «в душу роли», влезать «. в кожу действующего лица». У него было немало учеников, ставших позднее вы­дающимися русскими актёрами (И. В. Сама­рин, С. В. Шуйский, Г. Н. Федотова), кото­рые претворили в жизнь художественные прин­ципы своего учителя.

«Блестящие рассказы Щепкина, исполненные малороссийского юмора, его наружное добродушие, вкрадчивость и мягкость в обраще­нии со всеми, его пламенная любовь к искусст­ву. толки о его семейных добродетелях, о том, что он, несмотря на свои незначительные средства и огромное семейство, содержит на свой счёт сирот – детей своего товарища и т. д. – всё это. делало для тогдашней моло­дёжи Щепкина лицом в высшей степени ин­тересным и симпатичным. Для меня Щепкин казался идеалом артиста и человека», – писал Панаев.

Прошли десятилетия. Память о великом артисте, артисте «по при­званию и по труду», жива.

Литература

Щепкин М. С. Записки, письма, современники о М. С. Щепкине. – М., 1952.

Щепкин Михаил Семёнович. Жизнь и творчество: В 2 т. / Вступит. ст. О. М. Фельдма­на: Коммент. Т. М. Ельницкой, Н. Н. Панфи­ловой. – М., 1984.

Алперс Б. М. С. Щепкин. – М.; Л., 1943.

Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. – М., 1979.

Анчиполовский 3. Щепкин и Мочалов в Воронеже // Собесед­ник. – Воронеж, 1976. – С. 152–182.

Бать Л. Г. Великое призвание: Повесть о русском актёре М. С. Щепкине. – М., 1972.

Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. – М., 1966.

Данилов С. С. Михаил Семёнович Щепкин (к 150-летию со дня рождения). – М., 1938.

Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве. – М., 1966.

Клинчин А. Михаил Семёнович Щепкин. – М., 1964.

Клинчин А. П. Шевченко и Щепкин // Театр и драматур­гия. – Л., 1967.

Кузьмин А. И. У истоков русского те­атра (книга для учащихся). – М., 1984.

Осыкков Борис. «Я родился в селе Красном.». – Воронеж, 1981.

Русский драматический театр XIX в. т. I. – Л.; М., 1957.

Источник: «Литература в школе». – 1988. – № 4. – С. 77–78.

Категория: Всем учителям
03.11.2016 18:14


© 2016 860

Рекомендуем курсы ПК и ПП