© 2016 860
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Он создал правду на русской сцене.
А. И. Герцен
Михаил Семёнович Щепкин. Рисунок Т. Г. Шевченко
Михаил Семёнович Щепкин
(6 [17] ноября 1788,село Красное, Курская губерния –
11 [23] августа 1863, Ялта, Таврическая губерния)
«В исходе ноября 1805 года в городе Курске на частном публичном театре содержателей-актёров Барсовых назначен был спектакль в пользу актрисы г-жи Лыковой. Молодой человек лет семнадцати, с живой и умной физиономией, беспрестанно бегал с раннего утра из дома своего господина, графа Волькенштейна, в дом Дворянского собрания, где помещался театр. На озабоченном лице юноши ясно выражалась радость, тревога и опасение: это был дворовый мальчик графа, всеми называемый Миша, которому по случаю внезапной болезни какого-то мелкого актёра дали сыграть маленькую роль.
Миша с детских лет страстно любил смотреть театральные представления. Его охотно пускали и в оркестр, и за кулисы, где все его знали, любили и где он всем услуживал.
Сыграть какую-нибудь роль на публичном театре было его любимою мечтою, его постоянным и горячим желанием. Наконец желанная мечта превращалась в действительность, и Миша выходил на сцену в драме «Зоя» в роли почтаря Андрея. Этот Миша – теперь наш знаменитый артист, ветеран театрального искусства, честь и гордость русской сцены, Михаил Семёнович Щепкин», – с такими словами обратился Аксаков к юбиляру по случаю пятидесятилетия его театральной деятельности.
Щепкин занимает особое место в истории русского театра. С его именем неразрывно связано утверждение реализма на русской сцене. Формированию взглядов Щепкина способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми общественными и художественными деятелями России (Пушкин, Гоголь, Аксаков, Белинский, Герцен, Тургенев, Некрасов, Грановский, Шевченко).
Щепкин и Аксаков! Их объединяла неустанная борьба против всего напыщенного, ходульного, постоянное обращение к народным образам, борьба за реалистическое искусство. В дневниках Погодина всё время рядом их имена: «Обедал у Аксакова. Слушал с удовольствием актёра Щепкина» (21 января 1828 г.), «Обедал у Аксакова и с большим удовольствием говорил с Щепкиным о театре» (3 марта 1828 г.) и т. д. «Был в театре один человек, постоянно недовольный Щепкиным, этот человек был сам Щепкин. Никогда не был собою доволен взыскательный художник, ничем не подкупный судья», – писал Аксаков.
Сын крепостного и сам крепостной до 1822 года, Щепкин прошёл жёсткую школу жизни и это знание принёс на сцену. В борьбе за освобождение его от крепостной зависимости принимали активное участие будущий декабрист С. Г. Волконский, И. П. Котляревский, многие зрители, внесшие свои пожертвования.
Семнадцать лет играл Щепкин в провинциальных городах, переходя из труппы в труппу. У него не было амплуа, он не выбирал себе ролей, а играл всё, включая партии в операх и балетах. Его исполнение отличалось искромётным темпераментом, юмором. Щепкин быстро завоевал положение первого комического актёра.
В 1823 году он был принят в труппу Московского театра (с 1824 г. – Малый театр), которому посвятил всю жизнь, где были сыграны сотни ролей – крестьян, мещан, мелких чиновников в пьесах Фонвизина, Крылова, Гоголя и других.
Щепкин обладал дарованием, вызывавшим восхищение, изумление у современников. «Это не человек, а дьявол», – писал Белинский; его друзья ценили в нём талант, природный ум, любовь к искусству, жажду образования. Щепкин ненавидел неуважение к трудовому народу. Когда однажды сановник заявил, что в доброе старое время всё было лучше, Щепкин резко возразил: «Согласиться с Вашими словами в мои годы будет бессовестно. Всмотритесь в меня, генерал, я не моложе Вас, а русскую жизнь едва ли знаю не лучше вас: вы её знаете от дворца и до Ваших гостиных, а я её знаю от дворца до лакейской».
Появление на сцене комедий Грибоедова и Гоголя позволило Щепкину открыть новые перспективы развития русской актёрской школы.
«Уже при жизни Щепкина его Фамусова окружали легенды. Одна из них утверждала, что, готовя роль, Щепкин «пользовался советами автора». Сам актёр по этому поводу говорил: «С Грибоедовым я вовсе не был близко знаком, тем более, что и сама комедия его дана на сцене уже долго спустя после его смерти».
Фамусов в исполнении Щепкина имел поразительное сходство с реальным барином-крепостником. В этом проявилась его острая наблюдательность, тонкое понимание всех оттенков роли.
М. С. Щепкин в роли Фамусова
«Ревизор» Гоголя стал центральным событием в жизни актёра.
«В 1835 году до нас дошли слухи из Петербурга, – писал Аксаков, – что Гоголь написал комедию «Ревизор», что в этой пьесе явился талант его как писателя драматического в новом и глубоком значении. Говорили, что эту пьесу никакая бы цензура не пропустила, но что государь приказал её напечатать и дать на театре». Николай I даже заставлял своих министров ездить смотреть «Ревизора». Как писал Герцен, царь даже «помирал со смеху» на первом представлении «Ревизора». «О ирония, святая ирония, приди, я поклонюсь тебе!» – воскликнул Герцен по этому поводу. «Да здравствует комедия! – писал Гоголь И. П. Погодину в декабре 1835 года, – одну наконец решаюсь давать на театр. Скажи. милому Щепкину, что ему десять ролей в одной комедии, какую хочет, пусть такую берёт; даже может разом все играть».
Во многом благодаря Щепкину, выступившему в роли Городничего, «Ревизор» имел выдающийся успех и навсегда утвердился в русском театре.
Актёр был не только участником первых постановок пьес Грибоедова, Гоголя, Тургенева и других, но и активно способствовал написанию многих из этих пьес, горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов.
В работе над образами Щепкину помогало тесное общение с ведущими деятелями русской культуры. В его маленьком домике в Спасском переулке близ Каретного ряда собиралась вся образованная Москва. Здесь бывал Пушкин. Восхищённый рассказами Щепкина о его житейских впечатлениях, он настаивал на том, чтобы Михаил Семёнович написал свои воспоминания. Тот отказывался, ссылаясь на неумение писать. Пушкин убедил его писать «Записки актёра» и своей рукой написал заглавие и первую фразу: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на реке Пенке.» В небольшом литературном наследии Щепкина центральное место принадлежит его «Запискам», где нашли отражение не только факты биографии и черты личности великого актёра, но и его сценическая работа.
Частыми гостями домика с мезонином были Т. Н. Грановский, С. Т. Аксаков, Н. П. Огарёв, Иван Сергеевич Тургенев и многие другие. Щепкин был большим мастером коротких рассказов, многие из них послужили основой для литературных произведений, например для повести Герцена «Сорока-воровка» – художественно обобщённой истории крепостной актрисы. «У него слёзы блистали на глазах, когда он говорил о свидании своём с этой актрисой, которой он мне и имя назвал, также, как и имена прочих лиц этой повести», – писал А. Плещеев Достоевскому в письме от 14 марта 1849 г.
Встречал здесь тёплый приём и поэт А. Кольцов, который писал о хозяине дома Белинскому: «Он всё одинаков: человек умный, добрый, тёплый и милый».
С большой любовью относился Щепкин к Шевченко. Он одним из первых среди друзей встретил возвращающегося из ссылки Шевченко. Для этого ему, уже старому и больному, пришлось тащиться на лошадях в Нижний Новгород, так как поэту ещё не был разрешён въезд в столицы.
Михаил Семёнович дружил с профессорами Московского университета. «Всё, что вы находите во мне достойным какой-либо оценки, – говорил он на торжественном чествовании его в 1853 году, – принадлежит, собственно, не мне, – всё это принадлежит Москве, то есть тому избранному, высокообразованному обществу, умеющему глубоко понимать искусство, которым Москва всегда была богата. Это общество при самом появлении моём на московской сцене. приняло меня в свой круг. В этом кругу были все – и литераторы, и поэты, и преподаватели Московского университета; тридцать лет я находился в этом кругу. Правда, я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей: одни научили меня мыслить, другие – глубоко понимать искусство».
В 1850 г. в Москве была поставлена комедия Тургенева «Холостяк», написанная специально для бенефиса Щепкина. По отзыву Некрасова, публика встретила новую комедию очень тепло. «Щепкин был великолепен, полон правды, вдохновения и чуткости.» – писал Тургенев. Одна из последних ролей Щепкина – роль Кузовкина в «Нахлебнике» Тургенева.
Влияние его на молодых людей, вступивших на сцену, было велико, «он внушал им серьёзную любовь к искусству и своими советами и замечаниями о игре много способствовал их развитию». Щепкин говорил, что актёр должен не копировать, а вникать «в душу роли», влезать «. в кожу действующего лица». У него было немало учеников, ставших позднее выдающимися русскими актёрами (И. В. Самарин, С. В. Шуйский, Г. Н. Федотова), которые претворили в жизнь художественные принципы своего учителя.
«Блестящие рассказы Щепкина, исполненные малороссийского юмора, его наружное добродушие, вкрадчивость и мягкость в обращении со всеми, его пламенная любовь к искусству. толки о его семейных добродетелях, о том, что он, несмотря на свои незначительные средства и огромное семейство, содержит на свой счёт сирот – детей своего товарища и т. д. – всё это. делало для тогдашней молодёжи Щепкина лицом в высшей степени интересным и симпатичным. Для меня Щепкин казался идеалом артиста и человека», – писал Панаев.
Прошли десятилетия. Память о великом артисте, артисте «по призванию и по труду», жива.
Литература
Щепкин М. С. Записки, письма, современники о М. С. Щепкине. – М., 1952.
Щепкин Михаил Семёнович. Жизнь и творчество: В 2 т. / Вступит. ст. О. М. Фельдмана: Коммент. Т. М. Ельницкой, Н. Н. Панфиловой. – М., 1984.
Алперс Б. М. С. Щепкин. – М.; Л., 1943.
Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. – М., 1979.
Анчиполовский 3. Щепкин и Мочалов в Воронеже // Собеседник. – Воронеж, 1976. – С. 152–182.
Бать Л. Г. Великое призвание: Повесть о русском актёре М. С. Щепкине. – М., 1972.
Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. – М., 1966.
Данилов С. С. Михаил Семёнович Щепкин (к 150-летию со дня рождения). – М., 1938.
Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве. – М., 1966.
Клинчин А. Михаил Семёнович Щепкин. – М., 1964.
Клинчин А. П. Шевченко и Щепкин // Театр и драматургия. – Л., 1967.
Кузьмин А. И. У истоков русского театра (книга для учащихся). – М., 1984.
Осыкков Борис. «Я родился в селе Красном.». – Воронеж, 1981.
Русский драматический театр XIX в. т. I. – Л.; М., 1957.
Источник: «Литература в школе». – 1988. – № 4. – С. 77–78.
-80%
© 2016 860