СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Выборочное изложение с творческим заданием по видимому тексту. (О Михаиле Васильевиче Ломоносове)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Изложите содержание основной микротемы текста, при этом мысли Михаила Васильевича Ломоносова передайте современным языком.

Средства обучения: толковые и этимологические словари.

*

Среди профессоров было немало хороших и даже отличных специалистов, превосходивших Ломоносова в своих областях науки. Но ни один из них не сделал даже малой доли того для становления культуры народа, которому они служили, сколько сделал Ломоносов – народа истинный сын.

Он был поистине неутомим в своих трудах и занятиях. Вели­кий гуманист и пламенный патриот Родины, он искренне мечтал о том времени, когда помыслы всех учёных будут направлены только на благо человечества, когда не будет больше нужды в войнах. «О, если бы оные труды, попечения, иждивения и не­счетное многолюдство, которые война похищает и истребляет, в пользу мирного и учёного мореплавания употреблены были, – писал он в «Рассуждении о большой точности морского пути», – то бы не токмо неизвестные ещё в обитаемом свете земли, не токмо под неприступными полюсами со льдами соединенные береги открыты, но и дна бы морского тайны рачительным чело­веческим снисканием, кажется, исследованы были! Взаимным бы сообщением избытков коль много приросло наше блаженство! И день бы учёный колико яснее воссиял бы откровением новых естественных таинств!»

Века отделяют эпоху Ломоносова от нас, но имя великого учёного, основоположника отечественного естествознания и «пер­вого нашего университета», навсегда сохранится в благодарной памяти потомков.

185 слов

А. Томилин. Он был «первым нашим университетом». В кн.: Хочу всё знать

Подготовка учащихся

1. Какова тема текста?

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов, его мировоззрение.

2. В каких строчках текста она максимально выражена?

Ответ: М. В. Ломоносов – «великий гуманист и пламенный пат­риот Родины».

3. Какова основная микротема текста?

Ответ: «он искренне мечтал о том времени, когда помыслы всех учёных будут направлены только на благо человечества, когда не будет больше нужды в войнах».

4. С помощью толковых и этимологических словарей выяснить зна­чение непонятных слов в цитате из научного труда М. В. Ломоносова «Рассуждение о большой точности морского пути» и попытаться передать высказывание М. В. Ломоносова современным языком.

Возможный ответ: «О, если бы все эти труды, заботы, затраты и несчётное множество людей, которые забирает и истребляет война, на пользу мирного и научного мореплавания были бы использованы, – писал он в «Рассуждении о большой точности морского пути», – то были бы открыты не только неизвестные обитаемой части землú зéмли, не только соединенные берега, скрытые под неприступными полюсами со льдами, но и тайны дна бы морского старательным поиском чело­веческим, кажется, были б исследованы! Взаимным бы обменом дости­жениями намного увеличилось бы наше благополучие! И день учёный насколько яснее воссиял бы открытием новых таинств природы!»

5. Выразить своё отношение к словам великого русского учёного, изобретателя, литератора и великого гуманиста.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 136–137.

Категория: Русский язык
15.11.2016 18:33


© 2016 3535

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!