СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая |
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями |
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем - консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Майя Плисецкая в детстве |
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности |
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
Майя Плисецкая в юности |
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Карьера в Большом театре
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра |
В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра |
Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Балеты
В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с
Майя Плисецкая |
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.
Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
Майя Плисецкая в фильме "Анна Каренина" |
О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала
На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин |
Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.
Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер
Майя Плисецкая и Родион Щедрин |
Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.
Смерть
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года.
Памятник Майе Плисецкой в Москве |
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
© 2019, Смеянова Светлана Анатольевна 683