СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Масштаб и его виды

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Тема: Масштаб и его виды. Практическая работа №2: Решение задач с использованием разных видов масштаба.

Что такое масштаб, его характеристики

Че­ло­век не может изоб­ра­зить круп­ные объ­ек­ты зем­ной по­верх­но­сти в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну. Для этого он умень­ша­ет изоб­ра­же­ние в несколь­ко раз.

Мас­штаб – число, по­ка­зы­ва­ю­щее, во сколь­ко раз умень­ше­но изоб­ра­же­ние объ­ек­та от­но­си­тель­но его ре­аль­ных раз­ме­ров.

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности.

Чем больший масштаб, тем более уменьшения. Чем больше уменьшение, тем большую по площади территорию можно изобразить. Но чем больше уменьшения, тем мельче и менее выразительными становятся объекты на плане или карте. Следовательно, чем больше масштаб, тем он мельче.

По масштабу карты классифицируют:

  • крупномасштабные (1:200 000 и крупнее);
  • среднемасштабные (от 1:200 000 и до 1:1 000 000 включительно);
  • мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000).

Обыч­но мас­штаб под­пи­сы­ва­ет­ся снизу пла­нов.

Рис. 1. План мест­но­сти и мас­штаб дан­но­го плана

В при­ве­ден­ном плане изоб­ра­же­ние умень­ше­но в 50 000 раз от­но­си­тель­но его ре­аль­ных раз­ме­ров на по­верх­но­сти Земли. При дан­ном мас­шта­бе 1 сан­ти­мет­ру на плане будет со­от­вет­ство­вать 500 мет­ров в ре­а­лии.

Виды масштаба

Мас­штаб на пла­нах и кар­тах вы­ра­жа­ет­ся в:

1. Чис­лен­ной форме (чис­лен­ный мас­штаб).

2. Име­но­ван­ной форме (име­но­ван­ный мас­штаб).

3. Гра­фи­че­ской форме (ли­ней­ный мас­штаб).

На дан­ном плане при­ве­де­ны при­ме­ры всех видов мас­шта­бов.

ЗАДАНИЯ (расписывать не надо! Пишем номер задания и ответ)

Выполнение практической работы № 2. Решение задач по переводу одного вида масштаба в другой.

Задание №1. Какой масштаб крупнее?

а) 1 : 10 000 или 1 : 100 000; б) в 1 см 500 м или в 1 см 5 км.

Пример

1 : 100 00 или 1 : 1 000 000, так как в первом случае территория уменьшена в 10 тысяч раз, а во втором в 1 миллион раз;

Задание № 2. Какой масштаб меньше:

а) 1 : 100 000 или 1 : 2 000; б) в 1 см 2 км или в 1 см 45 м.

Пример

1 : 4 000 или 1 : 40 000 так как в первом случае территория уменьшена в 4 тысячи раз, а во втором в 40 тысяч раз.

Задание № 3. Перевести численные масштабы в именованные:

а) 1 : 1 500 б) 1 : 500 000

Пример

Чтобы перевести численный масштаб в именованный, необходимо знаменатель (число после ":") перевести из сантиметров в метры (если в знаменателе число имеет пять нулей и более, следует перевести его в километры).

Задание № 4. Перевести именованные масштабы в численные:

а) в 1 см 100 м; б) в 1 см 50 км;

Пример

Чтобы перевести именованный масштаб в численный, нужно метры (километры) перевести в сантиметры и записать в виде дроби.

Задание №5. Работа с планом местности

а) Пользуясь линейным масштабом, определите расстояние от ели до железного моста (параграф 9 рис. 23). Для этого мы линейкой замеряем расстояние и умножаем на масштаб. Допустим расстояние 8 см, а масштаб у нас в 1 см 250 м (в правом нижнем углу подписан масштаб), следовательно мы 8 см * 250 м = 2000 м

Категория: География
03.04.2022 18:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс