СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов "От эмоций к слову" (технология "Синквейн")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь диктует свои законы: даже в ежедневной обстановке речь людей становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. Речевое развитие детей - это одна из главных образовательных областей дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей встречается множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому необходимо применение инновационных педагогических технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. 2. Сообщение целей мастер-класса. - И сегодня я познакомлю вас с этой методикой. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain). Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии. Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. Как же строится Синквейн. Он состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 слово, 2 слова, 3 слова, 4 слова, 1 слово. 1 строка, 2 строка, 3 строка, 4 строка, 5 строка. 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова - это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова - это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова - фраза, в которой выражается личное отношение к предмету разговора. 1 слово - вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?). Примеры синквейна. При работе с данным приемом можно решить сразу множество важных задач:  активизировать и расширять словарный запас;  умение соблюдать интонацию;  развивать мыслительную деятельность и память;  совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо. Не все дети одинаково активны на занятии, поэтому развивать воображение, образное мышление, обогащать словарный запас можно в индивидуальной работе путем создания синквейна. Но все мы знаем, что стихи создать не так – то просто, этому нужно учиться. И я предлагаю вам создать свое стихотворение. - Вы никогда не задумывались, что подталкивает поэта к созданию стихотворения? Почему вдруг из обычных слов рождаются удивительные строки? Все начинается с наших эмоций, чувств. Сегодня мы еще раз убедимся в этом. - Перед прослушиванием мелодии давайте поделимся чем-то добрым с тем, кто сидит рядом с вами. Подарите какое-нибудь доброе слово сидящему рядом с Вами. Видите, сразу на лицах появились улыбки. Говоря доброе, хорошее, мы сами становимся сильнее, лучше. - Давайте послушаем музыку. - Сядьте удобно, закройте глаза, отвлекитесь от проблем и забот, попробуйте подумать о чем-то приятном. 3. Слушание музыки. 4. Беседа по восприятию - Расскажите какие чувства вы испытывали при прослушивании? Какие образы дали Вам столько эмоций? 5. Выступление участников мастер-класса: «А для меня эта музыка - воспоминания о детстве. Это и запах домашнего хлеба, и костер на берегу речки. Мне представляется, как сама я бегу по лужам босиком». - Какие удивительные поэтичные образы! Наверное, вот в этот самый момент и могли бы родиться стихи! 6. Создание своего стихотворения. При прослушивании мелодии, будем рисовать образ, возникший в нашем воображении, потом будем сочинять пятистишие, составленное по особым правилам. Вот наш план: 1. Тема (1слово - существительное) 2. Описание темы (2слова прилагательные) 3. Описание действия в рамках темы (3слова-глаголы) 4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним (одно слово) передает суть темы. Попробуйте создать свой синквейн. Тему пусть подскажет образ, навеянный прослушанной Вами мелодии. 7. Создание и чтение стихов. - Какие замечательные строки получились! 8. Итог занятия - Видите, какой интересный этот вид работы. Работа по развитию речи и творческих способностей у дошкольников в процессе создания стихов приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Я верю, что кем бы ни были наши дети в будущем, они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Каждый из Вас получает карточку с правилами построения стихотворения. Вы можете использовать её в индивидуальной работе с детьми. Желаю успеха! План: 1. Тема: (1слово – существительное, кто или что). 2. Описание темы: (2 слова прилагательные, какая, какое, какой). 3. Описание действия в рамках темы: (3слова-глаголы, что делает, что делало, что сделает). 4. Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (я скучаю, люблю гулять, помню эти, мне нравится… и т. д.) 5. Синоним (одно слово) передает суть темы: (ностальгия, красота, любовь, преданность и т. д.)

Категория: Психологу
19.02.2019 12:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!