СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель начальных классов: Коростелёва М.В.
Цель:
предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.
Задачи:
Оборудование: проектор, экран, компьютер;
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.
Основными формами и методами работы классного руководителя являются:
Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.
Основные понятия
В данном случае у вас классификация активные методов обучения и воспитания
Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы
Проблемный классный час - начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.
Классный час – визуализация - учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
Классный час с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить обучающиеся
их обсуждение
Классный час – дискуссия - целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе
Виды дискуссий
Мозговой штурм (мозговая атака)- свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся
Правила проведения мозгового штурма:
Классный час – пресс-конференция
Мой классный час
Тема моего классного часа " О дружбе и друзьях". При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе ). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием "радуга"( но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.
Раскрашивая радугу - появляются слова на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых разными цветами радуги их можно прочитать.( Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)
Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)
Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя. Используемая в ходе классного часа форма "мозговой штурм" позволяет быстро включить в работу всех обучающихся, но при этом они помнят, что должны чётко соблюдать правила "мозгового штурма" на слайде :
- Произнесите слово, которое у нас получилось? (дружба)
- Что вы представляете? Что вам вспоминается?
По ходу работы используется форма "разбор конкретной ситуации" (беседа о друге)
- У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
- Кто из взрослых может быть друзьями?
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.
- Для чего нужна дружба с ровесниками?
у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
В течении всей беседы дети опираются на свой жизненный опыт.
На занятии используются методы группового решения творческих задач.
Пары и группы
или учитель заранее делит на группы,( Можно заранее учитывая уровень обучающегося или его характер межличностных отношений).
В своей работе я использовала метод развивающей кооперации. Ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение) обучающихся.
Были созданы группы из 6человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения. В течении этой работы они должны выяснить какими качествами должен обладать настоящий друг и найти те качества, которые другу вообще не подходят.
Этот метод достаточно часто используется мною в работе, он апробирован и дети очень быстро справляются с этим заданием находя при этом компромиссы.
Использую еще один метод группового решения творческих задач, метод "дельфи", который заключается в том, что помогает выбрать из предлагаемых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта. Работа с элементами устного народного творчества. Разбирают каждую пословицу и выясняют подходит ли она к теме.
Также используя методы группового решения творческих задач ходе занятия дети вырабатывают свои правила дружбы, которые в последующем они сравнивают с теми правилами дружбы, которые высказал Сухомлинский. (Вывод, что вывели дети и Сухомлинский - одинаково).
На занятии используется метод работы с заранее запланированными ошибками. Обучающиеся должны обнаружить эти ошибки. В основе лежат проблемные (жизненные) ситуации, в которых подбираются распространенные ошибки при формировании понятия "друг", "дружба", "поведение друга".
В конце занятия проводится рефлексия, она может проходить в форме дискуссии, где ребята обмениваются своими мнениями, ощущениями, впечатлениями.
Мы рассмотрели с вами формы и методы работы классного руководителя в воспитательной работе на примере классного часа. И так каковы же критерии эффективности представленных методов и форм:
А закончить своё выступление хотелось такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.
«Настоящий учитель, это не тот, кто знает больше всех, а тот, кто вдохновляет других на хорошие поступки!»
© 2015, Коростелева Мария Валерьевна 12394