СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в годы Великой отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика в годы Великой отечественной войны

22 июня 1941года…. Пройдут десятилетия и века, но человечество будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. «Вдумайтесь в эти цифры» Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибали 588 человек, каждую минуту – 10, каждые 6 секунд уносили одну человеческую жизнь. Всего она унесла 20 млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты.

Хотя прошло почти 75 лет со дня Победы, но наш народ помнит грозные годы войны, чтит память павших героев. Время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались, сегодня вспомнить о людях, которые помогали в борьбе с фашизмом. Ребята, наше мероприятие посвящено математикам, которые внесли вклад в Победу. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, другие, не переставая трудиться на своих постах, переключились на решение важнейших задач, необходимых для победы.

Со всем нашим народом, математики заняли свои боевые места на фронте. Они встали на борьбу против коварного и жестокого врага. Учёные заявили, что «отдадут все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

Среди воинов того времени были такие крупные учёные как Ю.В. Линник, А.А.Ляпунов, Ю.А. Митропольский и многие другие. Женщины математики также участвовали в Великой Отечественной войне — это Р.С. Гусарова, И.В. Ракобольская, Е.Б. Пасько. Далеко не все математики, ушедшие на фронт, вернулись к мирной работе. Скорбный список погибших очень велик. Многие воины – математики за ратный труд награждены медалями и орденами, удостоены звания Героя Советского Союза.

Анатолий Илларионович Ширшов – выдающийся математик. Родился в селе Колывань Новосибирской области. Работал учителем. В начале войны А.И. Ширшова не взяли в Армию из-за слабого зрения. С тяжёлым сердцем ходил он по городу, где почти не было мужчин – все ушли на фронт, на защиту Отечества. И он чувствовал непреодолимую внутреннюю потребность отдать свой долг Родине. В 1942г. А.И. Ширшов все же добился, чтобы его взяли на фронт добровольцем. Ему предлагали поступить в офицерскую школу. Но он предпочёл остаться рядовым бойцом. Воевал на Западном, Калининском, 2-ом Белорусском фронтах. Закончил войну в Германии.

Герой Советского Союза Николай Фёдорович Рубцов прожил благородную самоотверженную жизнь, полностью посвятив себя обучению учителей. В начале 1943 г., из 10 класса Н.Ф. Рубцова призвали в армию и направили в пулемётное училище. С августа 1943г. Он принимал участие в боях, был дважды ранен. После второго ранения учился на офицерских курсах. Затем командовал взводом в 108-ой гвардейской стрелковой дивизии на 2 — м украинском фронте.

Младший Лейтенант Рубцов по звукам выстрелов определял довольно точно место нахождения вражеской огневой точки. По свисту летящего снаряда судил, близко или далеко от окопов он упадёт. За боевое искусство. За героизм он награждён золотой звездой Героя Советского Союза.

Роль математики в военном деле велика. В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Например, на кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам. Обратимся к фактам прошлого.

Война требовала от авиации больших скоростей самолётов. Увеличение скорости полета самолетов зависело не только от повышения мощности двигателей, но и от выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

Академик С.А. Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей изменения аэродинамических характеристик крыла самолёта, на больших скоростях. Полученные им результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов.

Большую роль сыграли работы Кочина в развитии авиации. Трудной и актуальной проблемой для нашей авиации в годы войны оказалась бомбардировка вражеских войск с малых высот при малых скоростях.

Академик Н.Е. Кочин получил важные результаты в аэродинамической теории крыла конечного размаха, что позволило впервые решить задачу «теории круглого крыла» и рассчитать силы, действующие на крыло, и обтекающие его потоки.

Член-корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев открыл критерий определения наличия и отсутствия критических скоростей, это открытие стало надёжным теоретическим инструментом авиаконструкторов для расчета устойчивости самолёта при движении по земле.

Все эти исследования в комплекте с достижениями учёных в других областях науки и техники позволило конструкторам А. С. Яковлеву и С. А. Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину – неуязвимые штурмовики, А. Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову – мощные бомбардировщики.

Советские учёные опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого

Из текста донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют — огневой налёт подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях и техники огромные»

Немецкая армия была оснащена более совершенным оружием. И нашим ученым пришлось работать над проблемами оборонного характера, решая сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Оставшиеся в тылу учёные и конструкторы создавали новые образцы вооружения. В начале войны молодые учёные механико-математического факультета МГУ А.А. Космодемьянский и Л.П. Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет. Воины любовно назвали эти чудесные орудия «катюшами». Уже в июле 1941 года на фронте впервые в мире были применены реактивные миномёты, вселявшие в противника

Следующий вклад в совершенствование военной техники внес конструктор М.И. Кошкин. Он и его соавторы создали прославленный танк Второй мировой войны Т-34.

Фильм «Оружие победы»

Михаил Ильич Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и довел до серийного образца только одну машину. Но какую! По инициативе зарубежных специалистов танк Т-34 был признан лучшим танком II-ой мировой войны. Он оказал решающее влияние на все послевоенное развитие мирового танкостроения

Среди множества страниц Второй Мировой войны особое место занимают Арктические конвои. Именно этим сложным путем в СССР доставлялись жизненно необходимые оборудование и вооружение. К чести моряков стран Союзников стоит отметить, что несмотря на постоянные помехи со стороны Германии, этот коридор поставок работал стабильно и почти без особых провалов. Почти — ибо один раз все-таки немцы смогли полностью разгромить конвой.

Так в июле 1942 года, сформированный в Исландии конвой PQ-17, который состоял из 37 транспортных судов и 21 корабля охранения был полностью уничтожен гитлеровской авиацией, подводными лодками и надводными кораблями.

В результате этой трагедии пришлось решать задачу: как лучше провести караван торговых судов по морю, в котором действуют вражеские подводные лодки? Каков должен быть размер каравана и частота их отправления, чтобы потери в случае встречи с подводными лодками противника были наименьшими?

И снова на помощь пришла математика. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. В результате решения этой задачи советские войска получили за время войны несколько тысяч единиц боевой техники и десятки тысяч тонн продовольствия. И в этом большая заслуга академика Андрея Николаевича Колмогорова, который использовал свои исследования по теории вероятностей.

Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится.

Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда и спасении многих ленинградцев. В создании этой дороги принимал участие профессор кафедры теории упругости М. М. Филоненко — Бородич, решивший задачу о прочности ледового покрытия.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти».

Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь. Ведь почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты–все это выражалась первоначально на математическом языке. В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.

История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!

Категория: Математика
17.06.2021 22:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП