СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Школа оказалась не готовой к появлению конкурента –«параллельной школы» в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывает ей. Родители зачастую отстают в информационной грамотности от своего маленького ребенка и даже не подозревают, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, видео или слушая музыку через наушники. Конечно, решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода, как со стороны государства, так и реальных действий от каждого из нас.

Интернет в мировом контексте.

Интернет впервые был разработан в 1969 году группой американских ученых в целях обороны для быстрого распространения информации. К 1997 году в Интернете насчитывалось уже более 10 миллионов пользователей, так как он стал для всех невероятно удобным средством обмена информацией. На сегодняшний день Интернет состоит из многочисленных компьютерных сетей.

Если обратиться к законодательству по обеспечению безопасности детей в информационной сфере, то следует отметить о наличии достаточного множества Международных правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности ребенка. Следовательно, обеспечение государством информационной безопасности детей – требование международного права.

В нашем государстве данный вопрос также находится под пристальным вниманием законодательных институтов. Так, 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных.

Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

21 июля 2011 г. № 252-ФЗ внесены изменения, направленные на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Каковы же основные факторы негативного влияния информационных технологий?

По результатам исследований, было выделено 4 основных фактора:

1. Насилие в СМИ,

2. Элементы эротики,

3. Навязывание стереотипов по нереальным формам тела,

4. Нарушение физического здоровья детей.

5. Нарушение психологического здоровья детей,

6. Нарушение социальных отношений детей.

Итак, рассмотрим несколько подробно на каждый из пунктов.

Пропаганда насилия в СМИ

Различные исследования, которые проводились с 70 годов 20 века, показали, что частое подвергание элементам насилия в информационном пространстве может привести к развитию агрессивного поведения среди детей, притуплению чувств во время причинения боли другим детям и взрослым, боязни окружающего мира.

Элементы эротики в СМИ

Различные информационные источники, содержащие элементы эротического характера, могут травмировать моральное суждение детей. По результатам аналитических исследований, те дети, которые любят смотреть эротику чаще всего:

• пропускали школьные занятия из-за того, что смотрели видео, играли в компьютерные игры, «сидели» в Интернете или были в компьютерном клубе;

• считают, что их родители не понимают их (проблемы, желания);

• имеют вредные привычки: потребление спиртных напитков, пива, курение, игра на деньги;

• имеют ранние половые связи.

Таким образом, те дети, которые остаются бесконтрольными со стороны родителей, которые используют информационные источники без соблюдения мер предосторожности, имеют различные плохие привычки и пристрастия, которые являются угрозами для здоровья и учебы.

Навязывание стереотипов по формам тела

По заключениям экспертов, в рекламе часто используют преувеличенные и несоответствующие реалиям формы тела. Это может привести к неправильным представлениям среди детей о том, как выглядит здоровое тело человека. Таким образом, в будущем пытаясь походить на главных героев в рекламе, дети или подростки могут пострадать от недоедания и различных других болезней. Причем, этот эффект распространяется как на девочек так и на мальчиков.

Влияние на здоровье

Проводя много времени с информационными источниками, дети часто рискуют существенно ухудшить свое здоровье. По данным выполненного исследования, дети проводят более 20 часов в неделю за просмотром телепередач, компьютером, прослушиванием музыки или за Интернетом. Такой образ жизни сильно влияет на склонность к ожирению среди детей по причине недостаточной физической нагрузки, порче осанки, ухудшению зрения (со всеми вытекающими последствиями).

Влияние на успеваемость. Помимо проблем со здоровьем, часто возникают проблемы с успеваемостью в школе. Дети тратят меньше времени на выполнение домашних заданий, что приводит к низкой самооценке и чувству дискомфорта в школе.

Влияние рекламы. Отдельно хотелось бы отметить влияние на ребенка рекламы. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и формирует у населения систему определенных ценностей, идей и стандартов. На телевидении существуют различные виды рекламы. По мнению психологов, самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики.

По результатам исследования российских ученых, чем младше ребенок, тем он больше доверяет рекламе. Однако с возрастом дети все более критично к ней относятся. Поэтому необходимо уделять особое внимание тому, что смотрят по телевизору дети младшего возраста.

Суицидальное поведение

Как выяснилось во время групповых дискуссий с педагогами, дети порой думают, как можно красиво умереть. Так, по мнению одной девочки-подростка, – это «броситься со скалы». Эта информация была получена ею из Интернета!

Таким образом, СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, также все больше и больше времени они проводят в Интернете. В конечном счете, нельзя игнорировать то, что дети несчетное число раз пережили, глядя на телеэкран: то хладнокровную стрельбу по людям, как совершенно безобидное, не оставляющее никаких последствий театральное представление, то избиение слабых и т.д. Усиливает эффект активная вовлеченность в насилие через компьютерные игры. И глубоко ошибаются те, кто полагает, что дети прекрасно понимают со всей четкостью различие между реальной жизнью и жизнью на экране, в Интернете, играх.

Каковы же возможности родителей и их реальная вовлеченность в дела детей?

По результатам проведенных исследований очень заметно влияние родителей на благополучие детей в целом, их защищенность от неблагоприятного воздействия окружения, в том числе информационной среды. По словам психологов, дети часто следуют своим родителям при обработке информации, поэтому очень важно правильно на нее среагировать, находясь с детьми. Более того, очень важно уделять больше вни-мания детям и их времяпрепровождению. “Все зависит от воспитания родителей, следят ли они за режимом дня ребенка. Если нет контроля со стороны родителей, конечно ребенок весь день сидит и смотрит ТВ” (психолог).

К сожалению, на сегодняшний день многие взрослые отстают от своих детей в знаниях пользованием различными источниками доступа к информации. Засим, многие специалисты советуют воспитывать не только среди детей, но и среди самих родителей культуру восприятия информационного поля.

Большинство детей проводят за партой большую часть дня в течение 11 лет своей жизни. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, многофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды.

Родители, педагоги совместно с медицинскими работниками должны сохранять и укреплять здоровье школьников. Однако, в настоящее время наблюдается удручающая тенденция в состоянии детского здоровья: рост заболеваемости, увеличение распространенности хронических патологий, снижения количества здоровых детей.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хотим обратить ваше внимание на несколько проблемных вопросов, от которых напрямую зависит здоровье наших детей.

Современная школьная нагрузка является более тяжёлой в сравнении, например с нагрузкой 10-летней давности. Ребёнок с первого класса посещает множество кружков и секций дополнительного образования. Вследствие этого современные дети часто сталкиваются с такой проблемой, как хроническое переутомление. Ребёнок становится невнимательным, жалуется на усталость, головную боль, частую смену настроений и т. д. Родителям следует сразу обращать внимание на подобные симптомы и постараться принять меры.

Старайтесь чаще организовывать отдых ребёнка, ему полезны игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом и т. д. Ребёнку школьного возраста необходим определённый режим дня, правильное питание и адекватная его возрасту нагрузка.

Переутомление школьника также часто связано с неправильной осанкой, и, если не принять меры, то искривление позвоночника испортит жизнь ребенка на многие годы.

Следующая проблема – ухудшающееся зрение. Именно в школьном возрасте есть риск развития «школьной близорукости». Приобретённая близорукость возникает из-за сильного переутомления глаз, связанного с частым чтением и плохим освещением. Нельзя исключать и такую причину как частый просмотр телевизора или длительное нахождение ребёнка за компьютером.

Нельзя не обратить внимания на проблему снижения иммунитета у детей школьного возраста. Повышенная нагрузка, неадекватный режим дня и часто не очень правильное питание могут привести к этой проблеме. Часто бывают ситуации, когда первоклассник начинает болеть самыми распространёнными заболеваниями, такими как ОРЗ и ГРИПП. Иногда проходит слишком мало времени от выздоровления до нового заболевания, что конечно тоже не идёт на пользу. Для того чтобы поддержать здоровье Вашего ребёнка старайтесь, чтобы в его питании было достаточно витаминов и других необходимых веществ. Ребёнку нужны частые прогулки.

В заключение хочется призвать всех вас, уважаемые родители: к здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. Ведь в этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем.

Категория: ОБЖ
01.12.2018 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!