СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к олимпиаде по избирательному праву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор публикации: Кунцова Т.А. Краткое описание: Конспекты лекций по избирательному праву были разработаны для подготовки к олимпиадам, викторинам, дистанционным конкурсам по праву и обществознанию. Рассматриваются следующие вопросы: понятия и принципы избирательного права, понятие выборов и их виды.

Лекция №1 «Понятие и принципы избирательного права»

Избирательное право - подотрасль конституционного права.

Избирательное право (в широком смысле, в объективном значении) - система юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном значении распадается на право избирать (активное избирательное право) или быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права - это условия, соблюдения которых придаёт выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Две группы принципов. Первая группа - участие граждан в выборах.

  1. Всеобщее (участие в выборах всех дееспособных граждан), иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса; они не являются субъектами избирательного права; но, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

  2. равное (формула «один избиратель - один голос»);

  3. прямое (личное голосование);

  4. тайное (исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина; для этого существует кабинка для голосования));

  5. свободное и добровольное участие гражданина (никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его волеизъявлению).

Вторая группа - отражает организацию и проведение выборов.

  1. обязательность;

  2. периодичность, т.к. выборы - это единственный демократический способ формирования властных органов);

  3. альтернативность;

  4. состязательность, т.е. это реальная возможность выбрать одного кандидата из нескольких посредством свободного волеизъявления (конкуренция, соперничество);

  5. гласность, т.е. информирование избирателей, опрос общественного мнения.

Ограничения в избирательном праве.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса;

иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Такое право реализуется на основании международных договоров РФ.

Двойное гражданство не является препятствием для участия в выборах.

2. Возрастной ценз. Возрастные пределы пассивного избирательного права:

  1. С 18 лет - активное избирательное право;

  2. с 21 года - пассивное избирательное право на выборах в законодательные органы государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления.

  3. в Государственную Думу - с 21 года;

  4. Президент РФ - с 35 лет (должен прожить в России 10 лет);

  5. выборы главы исполнительной власти субъектов РФ - с 30 лет;

  6. выборы в органы местного самоуправления - с 21 года.

3.Факт постоянного и преимущественного проживания на определённой территории.

А) на пост Президента РФ (гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет); Б) основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка; факт временного пребывания на участке либо наличие у гражданина открепительного удостоверения также служит поводом для включения в список избирателей.

4. Недееспособность.

Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду, в выборах не участвуют. Это лица с психическими расстройствами.

Избирательное законодательство ничего не говорит об ограниченно дееспособных гражданах.

5. Заключённые и лица, имеющие судимость.

Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут голосовать и быть избранными.

Избирательно право сохраняется за гражданами, находящимися в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания под следствием, привлечённых к уголовной ответственности, задержанных.

Активным и пассивным правом наделены лица, у которых судимость не снята или не погашена.

6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности)

7. Ограничение количества сроков занятия должности (для Президента РФ не более 2-х сроков подряд)

8. Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности.

(в силу решения суда; отставка, т.е. по собственному желанию; по состоянию здоровья; отрешение от должности)

Лекция №2 «Субъекты избирательного права»

1. Граждане, обладающие правом избирать, называются избирателями. А) на день голосования гражданину должно исполниться 18 лет; Б) включение в список избирателей только на одном избирательном участке; В) основанием включение в список избирателей является факт нахождения его места жительства на территории этого участка;

Г) включение в список избирателей даёт наличие открепительного удостоверения (в этом случае гражданин исключается из списка избирателей по месту жительства той участковой комиссией, которая выдала ему это удостоверение); Д) гражданин может заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нём, внесённых в список избирателей. В течение суток, а в день голосования в течение 2-х часов с момента обращения, участковая комиссия обязана проверить заявление.

В списке указывается факт, дата и причина исключения гражданина из списка. Запись в списке заверяется подписью председателя участковой комиссии.

Права избирателей:

  1. выдвижение кандидата;

  2. агитация;

  3. голосование;

  4. досрочное голосование;

  5. обжаловать решения и действия органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, избирательных комиссий в суд;

  6. обратиться в вышестоящую комиссию.

2. Кандидат - гражданин РФ, обладающий правом быть избранным (пассивным избирательным правом) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственное выдвижение осуществляется путём самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением только на одном избирательном округе.

Чтобы обрести статус кандидата, гражданину следует представить в избирательную комиссию документы.

Статус выдвинутого кандидата позволяет гражданину приступить к формированию собственного избирательного фонда; начать агитацию за исключением СМИ.

Чтобы стать зарегистрированным кандидатом следует сдать подписные листы (2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей) или внести избирательный залог 15% от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств.

Допускается одновременное внесение избирательного залога и подписных листов.

Защищены трудовые права кандидата. Его не могут без согласия перевести на другую работу, направить в командировку, призвать на военную службу. Со дня регистрации претендента и до дня официального опубликования результатов выборов кандидата по его заявлению обязаны освободить от работы, учёбы и т.д. Всё это время засчитывается в трудовой стаж.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечён без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному взысканию.

Члены избирательных комиссий делятся на две категории: с решающим и совещательным голосом.

Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса приобретается путём его назначения соответствующим субъектом:

Президент РФ, обе палаты ФС РФ (при формировании ЦИК РФ - 15 человек);

Законодательные органы государственной власти и высших должностных лиц субъектов Федерации (при назначении членов региональных избирательных комиссий - от 10 до 14 человек);

Представительные органы местного самоуправления (при формировании избирательных комиссий муниципальных образований - от 5 до 11 человек);

Вышестоящие избирательные комиссии (в случае создания окружных, территориальных (от 5 до 14 человек) и участковых комиссий).

Не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса:

  1. не имеющие российского гражданства;

  2. по решению суда недееспособные и ограниченно дееспособные;

  3. граждане, не достигшие 18-летнего возраста;

  4. депутаты;

  5. выборные должностные лица;

  6. судьи, прокуроры;

  7. граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость;

  8. супруги, близкие родственники кандидатов.

Правовой статус члена комиссии такой же, что и у кандидата.

Полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса начинаются со дня предоставления кандидатом, избирательным объединением документов для регистрации.

Права:

  1. выступать на заседаниях избиркома;

  2. вносить предложения;

  3. знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий;

  4. получать копии этих документов;

  5. обжаловать действия комиссии в вышестоящую комиссию или суд.

Лишены права:

  1. выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

  2. участвовать в сортировке, подсчёте и погашении бюллетеней;

  3. составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

  4. участвовать в голосовании при принятии решений;

  5. подписывать решения комиссий. Однако при совершении указанных действий члены комиссий с совещательным голосом присутствовать вправе.

3. Доверенные лица - это лица, назначенные кандидатами, избирательными объединениями.

Регистрация осуществляется избирательной комиссией на основании письменного заявления претендента и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Доверенными лицами не могут быть:

  1. сами кандидаты;

  2. главы местных администраций; должностные лица;

  3. работники аппаратов избирательных комиссий. Права:

  1. доверенные лица ведут агитационную работу;

  2. имеют полномочия наблюдателя.

Число доверенных лиц: 1. у кандидата в Президенты - до 600 человек;

2.политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов - до 1000 доверенных лиц.

4. Наблюдатели - граждане России, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определение результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Наблюдатели назначаются зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением. Выдаётся удостоверение, указывается номер избирательного участка, куда направляется наблюдатель.

Права наблюдателя:

  1. знакомиться со списками избирателей;

  2. находиться в помещении для голосования;

  3. присутствовать при голосовании вне помещения избирательного участка;

  4. наблюдать за подсчётом выданных и погашенных бюллетеней;

  5. носить нагрудный знак с обозначением своего статуса;

  6. получать от комиссии заверенные копии данных протоколов;

  7. обжаловать действия избиркома в суд или вышестоящую избирательную комиссию.

Наблюдателю запрещается:

  1. выдавать избирателям бюллетени;

  2. заполнять за них бюллетени;

  3. расписываться за избирателя;

  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

  5. проводить агитацию среди избирателей;

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного или общественного объединения.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Иностранный наблюдатель есть представитель иностранной или международной организации, наделённый правом наблюдать. Международные наблюдатели аккредитуются ЦИК РФ.

5. Уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений обладают своим полем деятельности. Их количество не ограничивается законом.

Права:

  1. осуществляют координацию с избирательными комиссиями;

  2. присутствуют при проверке комиссии подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата;

  3. решают финансовые вопросы.

Лекция №3 «Избирательные комиссии»

Избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (ЦИК РФ; избиркомы субъектов РФ; муниципальных образований; окружные комиссии; территориальные - районные, городские; участковые комиссии; временные избиркомы).

ЦИК РФ (15 человек) организует любые федеральные выборы.

В ЦИК: 5 членов назначаются Государственной Думой РФ; 5 - Советом Федерации РФ;

5 - Президентом РФ. Член ЦИК должен иметь высшее юридическое образование и учёную степень в области права.

Комиссии субъектов РФ (от 10 до 14 человек) организует выборы в региональные органы госвласти.

Срок полномочий - 4 года.

Избиркомы муниципальных образований (от 5 до 11 человек)- в органы местного самоуправления и референдумов.

Решения вышестоящей комиссии являются общеобязательными для нижестоящих.

Срок полномочий окружных комиссий истекает через 2 месяца после опубликования результатов при отсутствии жалоб.

Полномочия участковых комиссий через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.

Составы избиркомов формируются на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений.

В комиссию может быть назначено не более 1-го представителя от каждой политпартии и т.д.

Выдвигать своих претендентов в избиркомы также могут: представительные органы местного самоуправления; избиркомы субъектов РФ предыдущего состава; ЦИК РФ (при формировании комиссий субъектов); собрания избирателей по месту службы, учёбы, жительства и работы; избиркомы предыдущих составов.

С заявлением в суд о расформировании комиссии могут обратиться:

ЦИК РФ в отношении регионального избиркома;

комиссия Субъекта Федерации в отношении окружной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной и участковой комиссии;

группа депутатов Государственной Думы, членов СФ, депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления (не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего органа).

Заявление в суд о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, может быть подано в период после окончания избирательной компании, но не позднее чем через 3 месяца со дня окончания выборов.

Иная комиссия может быть расформирована в период избирательной компании, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Заявления принимаются судом к рассмотрению немедленно.

Решения по ним выносятся не позднее, чем через 14 дней, а в период компании - не позднее, чем через 3 дня с момента подачи заявления в суд. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

В состав новой комиссии не могут попасть бывшие члены комиссии, выведенные из состава по решению суда.

Причины расформирования комиссий:

  1. нарушения избирательных прав граждан;

  2. неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссией, решений Центризбиркома, избирательной комиссией субъекта Федерации;

  3. невыполнение комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшее за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

https://botana.biz/prepod/obschestvoznanie/oefikkch.html

07.01.2024 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!