СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местная промышленность (19 век)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существовавшим в Коми крае заводам XIX в. не принес значительного прогресса. В начале XIX в. управление Кажимским и Нючпасским заводами ввиду несовершеннолетия последнего представителя семьи заводчиков Курочкиных находилось под опекой дворянина Голохвастова. Молодой Курочкин, согласно местной легенде, приведенной в книге П.В.Засодимского «Лесное царство», посетил один из заводов, где при неясных обстоятельствах погиб во время пожара. Заводы перешли в владение к Голохвастову. Нювчимский завод на рубеже XVIII и XIX веков оказался на грани закрытия, поскольку его владельцы Грибановы лишились кредита. Тем не менее заводчики принимали меры для стабилизации положения и продолжения работ. В апреле 1801 г. владелец Нювчимского завода Грибанов сообщил в Берг-коллегию, что купил у Г.М.Походяшина крепостных крестьян (56 душ мужского и 62 души женского пола) для работы на заводе. В том же году он купил трех крепостных в Петербурге и получил разрешение Берг-коллегии на покупку еще 63 человек. В 1802 г. в поселок при Нювчимском заводе переселены для работы 60 крепостных крестьян мужского пола из Кадниковского округа Вологодской губернии. (Они были приписаны к заводу еще в 1801 г.).

Но в конце концов в 1806 г. Нювчимский завод все же был приостановлен из-за отсутствия средств у его владельцев.

В 1813 г. Нювчимский завод купили за 43 тыс. рублей дворяне Голохвастовы, владевшие группой Кажимских заводов (Кажимским и Нючпасским на верхней Сысоле, Кирсинским и Песковским на Вятке). До 1827 г. владелицей всех Кажимских заводов была гвардии штабс-капитанша Александра Михайловна Голохвастова, затем инженер-капитанша Мария Васильевна Боборыкина, а в 1842-1856 гг. ими владел тульский купец 1-й гильдии Абрам Иванович Маликов. В 1856 г. заводы перешли в руки дворянина, отставного поручика Дмитрия Егоровича Бенардаки, владельца сибирских золотых приисков. Этими приисками управлял выходец из Усть-Сысольска В.Н.Латкин, энтузиаст развития экономики Севера. Возможно, не без его влияния Д.Е.Бенардаки принял решение о покупке Кажимских заводов. Д.Е.Бенардаки был знаком с Н.В.Гоголем, оказывал ему материальную помощь, послужил прототипом положительного героя Костонжогло в «Мертвых душах».

В 1828 г. на Кажимском заводе имелись две кричные фабрики, плющильная фабрика, пильная мельница, мукомольная мельница, кузница. При Нючпасском заводе имелось 63 рудника, заводская плотина, доменная печь, кричная фабрика, кузница, мукомольная мельница, при Нювчимском заводе – 78 рудников, заводская плотина, доменная печь, кричная фабрика, кузница, мукомольная мельница, плющильная фабрика. Поначалу производство развивалось и в 1840-х гг. достигло своего пика: в это время выплавлялось до 135,5 тыс. пудов чугуна и выковывалось около 153,2 тыс. пудов железа. В Нювчиме в 1840 г. выплавляли 22528 пудов чугуна и выковывали 18417 пудов железа. При Д.Е.Бенардаки во второй половине 50-х  начале 60-х гг. на заводах построены доменная печь, пять кричных горнов, литейная вагранка. Опытные мастера были выписаны с Урала. По словам писателя П.В.Засодимского, «в эту эпоху на заводах, особенно Кажимском, жилось привольно, …веселее, чем в… средневековом, рыцарском замке. Там была многочисленная администрация, предприятия затевались на широкую ногу; наезжали гости издалека, устраивались блестящие праздники, пикники, шампанское лилось рекой…».

Все стороны не только труда, но и быта крепостных рабочих находились в ведении заводской конторы. Своя полиция следила за порядком, соблюдением религиозных правил. Основным наказанием за проступки были розги и плети, отдача в рекруты. От конторы зависело вступление в брак. Так, нювчимскому мастеровому Силину «жениться на вольной девке» разрешили «только в уважение долговременной службы отца его». Вдове нювчимского рабочего Д.Анисимовой объявили, что будут выдавать ей продукты «по общественному расчислению для одинокой женщины впредь до ее замужества, от которого по молодости своей она не должна уклоняться». Д.Е.Бенардаки в 1860 г. организовал разведочные работы на р. Сойве (притоке Печоры) на месторождении бурых железняков, рассчитывая найти новые рудные места для своих заводов. Результаты этих поисков не известны; вероятно, особого успеха достичь не удалось. Огромные средства Бенардаки вложил в поиски золота, но каких-либо практических последствий эти исследования не имели. Возможно, эти неудачные разыскания и большие затраты привели к тому, что в 1865-1872 гг. Кажимские заводы простаивали. Хотя продукция заводов пользовалась определенным спросом в Коми крае и за его пределами, а в 1896 г. сысольское литье было удостоено большой серебряной медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, но устаревшее оборудование приводило к низкой по сравнению со многими другими заводами России производительности труда, высокой себестоимости продукции, затруднениям с ее сбытом и в итоге к сокращению объемов производства во второй половине XIX в. В начале XX в. заводы работали неровно, производство то сокращалось, то увеличивалось. По несколько месяцев в году заводы простаивали. Начало I мировой войны принесло некоторое оживление в работу металлургических предприятий. Они стали выполнять военные заказы (изготовление чугунных корпусов для мин и некоторые другие). В 1918 г. солеваренный и металлургические заводы были национализированы. Продолжал действовать Сереговский солеваренный завод. В 1820 г. он перешел в руки вологодского купца Витушешникова, который постепенно сокращал количество крепостных работников и увеличивал число вольнонаемных, надеясь, что увеличиться и производительность труда. С 1820 г. он начал строить новую солеподъемную трубу. В 1828 г. на заводе имелось 10 варниц, работали 16 солеваров, 16 подварчиков, 20 кузнецов, 1 трубный мастер, 1 помощник трубного мастера, 4 столяра, 2 каменщика, 102 человека «в черных работах» и др.; было выварено 192508 пудов соли. В 1830-1850-х годах вываривалось от 180 до 200 тыс. пудов соли.

Несколько более динамично в Коми крае в XIX в. развивалась лесная промышленность. В 1802 г. русские поданные получили право вывозить лес за границу. Из Вологодской и Архангельской губерний разрешалось вывозить вначале по 50000, затем по 75000 бревен ежегодно, а позднее количественные ограничения были отменены. В 18091813 гг. на Печоре впервые заготавливалась лиственница для Архангельского порта. Еще раз ее заготавливали в 18301831 гг., однако, как писала историк В.И.Цивунина, доставка леса в Архангельск с верховьев Печоры и Мезенского бассейна была чрезвычайно затруднительна, поэтому эти заготовки не могли принять широкого размера. С 1820 г. право на лесозаготовки получила не только казна, но и частные предприниматели. Купцы из Архангельска, Вологды, Лальска и других городов нанимали прилузских, вычегодских и других крестьян на рубку деревьев, распиловку их на доски и сплав в Архангельск «для заморского отпуску». Но в целом объем лесозаготовок оставался небольшим: лишь в 1809-1813 и в 1830-1831 гг. заготавливалось довольно много лиственницы. В 1840-х гг. в районе Межога, Жешарта, Арабача и Палевиц местные крестьяне заготавливали сосновый лес и пили доски по заказу казны. Значительные усилия по развитию лесодобывающей промышленности предпринимал Василий Николаевич Латкин (31 декабря 1809 (12 января 1810) – 28 сентября (10 октября) 1867). В.Н.Латкин родился в с. Корткерос, откуда вскоре после его рождения семья переехала в Усть-Сысольск. Он получил домашнее образование, с 12 лет занимался торговлей в Усть-Сысольске, помогая своему отцу. В октябре 1825 г. Латкин впервые приехал на Печору и находился там в течение семи недель; эти места произвели на него неизгладимое впечатление. С 1832 г. В.Н.Латкин находился в Пермской губернии на частной службе у крупного промышленника М.Г.Сведомского: управлял его винокуренным заводом, закупал хлеб. Вернувшись в Усть-Сысольск, унаследовал дело своего отца, стал купцом 3-й гильдии.

В 60-х гг. XIX в. заготовки леса велись на довольно обширном пространстве в бассейнах Печоры, Вычегды, Сысолы, а затем и в других районах Коми края. Упоминавшийся промышленник М.К.Сидоров, фактически возглавив в 1860-х гг. основанную В.Н.Латкиным Печорскую компанию, организовал вывоз лиственницы с Печоры в Англию, Голландию, Испанию и другие европейские страны, отправлял корабли с печорским лесом в Кронштадт. Он предлагал построить лесопильный завод и крупный порт в устье Печоры, выдвигал ряд других предложений по экономическому развитию Севера России. Свои идеи М.К.Сидоров изложил в поданных в правительство проектах и записках. Полученный им ответ гласил: «Так как на севере постоянно льды и хлебопашество невозможно, и никакие другие промыслы немыслимы, то. необходимо народ удалить с Севера во внутренние страны государства, а вы хлопочете наоборот. Такие идеи могут проводить только помешанные». Без помощи властей М.К.Сидоров не смог осуществить свои планы. Его суда, перевозившие лес, часто терпели крушения близ устья Печоры, принося огромные убытки. Немало денег ушло на поиски ухтинской нефти. В конце 70-х гг. XIX в. М.К.Сидоров и «Печорская компания» разорились.

В самом начале XX в. из-за экономического кризиса в России лесозаготовки в Коми крае сократились, но к 1905 г. положение улучшилось, и лесная промышленность благополучно развивалась до I мировой войны. В годы войны объем лесозаготовок и работ на лесопильном заводе «Стелла поларе» сократился. На лесозаготовки нанимались временные рабочие (обычно составлялись артели из крестьян одного селения), рубившие и вывозившие лес к рекам. Сплавляли плоты из бревен местные лоцманы. Собственные топор да лошадь - вот и все «технические средства», имевшиеся в распоряжении коми лесозаготовителей. Не было ни нормированного рабочего дня, ни медицинской помощи, ни страховки от травм, полученных во время работы. Увечным оставалось лишь уповать на сострадание служащих той или иной фирмы.

Несколько мелких предприятий появилось в первой половине XIX в. в Усть-Сысольске. В 1820-х годах здесь имелись два небольших кирпичных завода, продукция которых сбывалась в самом городе. В 1861 г. в Усть-Сысольске существовали уже четыре заводика, а кирпичи продавались не только в городе, но и в окрестных деревнях. В 1813 г. мещанин Лежнев «при доме отца своего» имел кожевенную мастерскую. В 1816 г. в Усть-Сысольске купец Иван Еремеев открыл кожевенный завод. В 1828 г. на нем имелось 11 чанов, работали 2 мастера, 1 подмастерье, подсобных рабочих 5, было выделано «юфти черной 300 штук, подошвенной – 50, опойков – 500», «почти все оное количество продано на месте и на ярмарках». В 40-х годах XIX в. в Усть-Сысольске работало уже два небольших кожевенных завода, продукция которых продавалась в Усть-Сысольске и Устюге. Конечно, назвать эти маленькие предприятия промышленными можно лишь с огромной натяжкой.

19.04.2020 15:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП