СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, вызвали потребность в изменении методики преподавания. Сегодня каждый учитель задумывается, как сделать урок интересным, ярким, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
И это не случайно. Сегодня основные задачи образования заключаются в воспитании творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно. Как известно, существует множество методов обучения, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. В педагогической науке выделяются следующие педагогические парадигмы:
Традиционная, или «знаниевая». Главная цель обучения и воспитания – дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания. «Плохой» ученик здесь – незнающий ученик.
Технократическая прагматическая парадигма. Главная цель педагогического процесса – вооружить знаниями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности. «Плохой» ученик – неумеющий ученик.
Бихевиоральная поведенческая парадигма. Главное – сформировать социально приемлемые формы поведения людей, адекватность выполнения социальных ролей. «Плохой» ученик – социально неприспособленный ученик.
Гуманистическая парадигма. Главная цель – способствовать развитию способностей человека, его духовному росту, самореализации, поэтому учебные знания – не самое важное, важнее, чтобы сформировался нравственный человек, способный к саморазвитию и самообеспечению. «Плохой» ученик – неспособный к самореализации и самоорганизации ученик [1].
На современном этапе совершенствования системы образования разрабатывается системно-структурная образовательная модель [2].
Данная модель представляется наиболее продуктивной и соответствующей современным требованиям, так как обеспечивает развитие таких качеств, которые позволяют преобразовывать полученные знания в оптимальное действие. Принципы этой образовательной парадигмы:
1. учиться, чтобы знать;
2. учиться, чтобы действовать;
3. учиться, чтобы жить совместно;
4. учиться существовать и самореализовываться.
Эта модель требует подбора учебных ситуаций, которые должны раскрепостить ученика и учителя, а значит, необходимо перейти от объяснительно-иллюстративных технологий к личностно-ориентированным способам обучения, когда с целью преодоления механического заучивания учебного материала, развития мыслительных способностей авторитарные методы обучения будут меняться на активные. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Вчерашнее кредо педагога: «Я над вами» – уходит и сменяется на «Я рядом с вами».
Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Приемов активного обучения существует огромное количество. Вот некоторые из них:
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Выбор приема зависит от уровня подготовки класса, от возрастных особенностей, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Активные формы могут присутствовать в качестве элементов на определенных этапах урока или использоваться на протяжении всего урока.
В своей педагогической практике я использую все перечисленные выше интерактивные приемы. В рамках данной статьи остановлюсь лишь на одном – методе ПРЕСС, так как он развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. Огромную эффективность этого приема отмечают все мои ученики, особенно те, кто затруднялся в формулировке тезисов и их аргументации.
Учитывая, что отбор учителем приемов обучения должен отвечать характеру формируемой деятельности, необходимо заметить, что метод ПРЕСС эффективен тогда, когда ученик испытывает трудности при выявлении проблемы в произведении, в определении общих закономерностей жизни, воплощенных в конкретных художественных образах, в обозначении и изложении собственной позиции.
Упражнение «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов [3]:
На выполнение упражнения обычно отводится не более пяти минут. Ученики должны каждый этап представить одним, максимум – двумя предложениями.
Приведу примеры фрагментов из планов уроков с применением данного приема.
Тема «Жизненные искания Евгения Онегина» (9 класс).
Упражнение дается на завершающем этапе анализа образа Евгения Онегина.
Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд, больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
• «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем: чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
• «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
• «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
• «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков).
Подсказка. Высказывание стройте в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом, …».
Нужно сказать, что первоначально учащимся необходимо больше времени для выполнения этого задания. Не стоит их торопить. Пусть пишут не пять, а семь минут. Научившись, ребята полюбят это упражнение и будут выполнять его все быстрее и качественнее. А главное – научатся применять ответы в данном формате не только на уроках литературы, но и на других предметах.
Тема: «Лермонтов и его поколение. Анализ стихотворения «Дума».(9 класс).
После введения учащихся в сложный, трагический мир поэзии М.Ю. Лермонтова и подробного анализа стихотворения учащимся предлагается следующее задание:
Вокруг жанра «Думы» разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки «Думе». К какой точке зрения присоединитесь вы?
Швырев: «Ужасная эпитафия молодому поколению».
Белинский: «Дума» есть сатира».
Фохт: «Дума» – социальная элегия».
Воспользуйтесь методом ПРЕСС.
Как можно заметить, данный прием открывает широкое поле для сопоставления высказываний литературоведов, создания литературно-творческой среды в классе, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской и формирования собственной позиции.
Тема: Печорин и Грушницкий (9 класс).
Обобщая представления ребят о сложном духовном мире Печорина, прошу их после анализа сцены дуэли Печорина и Грушницкого письменно ответить на вопрос: Хотел ли Печорин гибели Грушницкого?
Метод ПРЕСС помогает обосновать свое суждение, сделать выводы и умозаключения по весьма сложной ситуации, в которой оказывается главный герой.
Данный прием тем хорош, что позволяет работать над письменной речью учащихся, ведь когда дети пишут, они больше думают над фразой. Мои ученики пишут много письменных работ. Практически на каждом уроке литературы я провожу хотя бы небольшую письменную работу, отталкиваясь от литературного произведения. И важно предлагать проблемные вопросы и темы, чтобы ученик нашел сопоставление с собой, со своим внутренним миром, с ситуацией нынешней в целом, с тем, что его окружает.
Метод ПРЕСС очень удобен еще и тем, что позволяет дать ученикам большой литературно-критический материал, который в силу дефицита времени на уроке невозможно осветить и проанализировать подробно. Так, на уроке в 10 классе по «Маленькой трилогии» А.П. Чехова ребятам предлагается прочитать одно из высказываний литературоведов об особенностях рассказов писателя, а затем каждый ученик письменно размышляет на тему высказывания.
Работа с цитатами о прозе Чехова по методу ПРЕСС.
1.Потрясают эти рассказы «именно тем самым, что ставят мудрые ценители и судьи Чехову в вину, но что составляет главное достоинство его: именно безыдейность, но безыдейность не самих его произведений, а той жизни, которую изображает Чехов». Писатель не видит в окружающей жизни «высшего смысла». Скабичевский А. М. Новые рассказы Чехова.
2. «Человек в футляре» – «общественная сила, страшная своей неуязвимостью, потому что она нечувствительна человеческим страстям и желаниям». Его идеал – отрицание жизни. В «Крыжовнике» обрисовывается среда, где властвует человек в футляре. Герой рассказа «О любви» упустил любовь, потому что в нём не было гордости, твёрдой воли и энергии. У Чехова замечается новая черта: он не может оставаться только художником и помимо воли становится моралистом и обличителем». Богданович А. И. Критические заметки
3. «Действительность, или обыденность в изображении Чехова – это нечто, прямо противоположное сознательному стремлению личности к идеалу. Чехов с неподражаемым мастерством изображает страшную силу этой действительности, при этом объясняет каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Глинка А. С. Власть действительности.
4. Чехов выразил верный взгляд на жизнь: у нас «есть все условия, необыкновенно благоприятные для умственного застоя, духовного мрака и процветания всяческой неправды». Это способствовало формированию в обществе «отвращения к свободе» – старой черты, заклейменной еще Грибоедовым. Иванов И. В. В поисках за правдой и смыслом жизни.
5. «Беликов – живое воплощение господствующих отношений между людьми. Свой идеал он нашёл только в гробу. Все герои (Беликов, Чимша-Гималайский, Алехин) стоят на позиции якобы общепринятой морали, что ведёт человека, незаметно для него самого, к падению, катастрофически обедняет, опустошает его жизнь». Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья.
После самостоятельного выполнения работы участники собираются в группы (одна цитата – одна группа), обмениваются мнениями, готовят к представлению общее высказывание.
Необходимо отметить, что такие формы работы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте.
Кроме того, метод ПРЕСС формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт и доброжелательность.
Через применение данного метода учитель может поощрять познавательную активность учеников, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание. Здесь знание не дается в готовом виде, учащимся приходится включать логическое и ассоциативное мышление. Одним словом, метод ПРЕСС при системном использовании создает для ребят ситуацию успеха, способствует развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом.
Литература
© 2018, Гой Наталья Анатольевна 4977