СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как способ формирования коммуникативных навыков студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед преподавателем нередко встаёт проблема - как оптимально организовать деятельность студентов на своих занятиях, чтобы повысить их продуктивность. И начинать необходимо с формирования познавательного интереса к предмету изучения. В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если студенты не вовлечены в активную деятельность, то любой изучаемый материал не вызовет у них познавательного интереса к предмету. А без него снижается и продуктивность занятия. Содержание, формы, методы и средства обучения, применяемые на занятии должны максимально учитывать индивидуальные особенности студентов и предпочитаемые ими способы работы с учебным материалом.

В современном подходе к процессу обучения можно выделить много новых методов обучения, один из них – метод проектов. Преимуществ метода проекта перед другими можно назвать очень много. И, наверное, самым важным является то, что он предусматривает деятельность, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Метод проектов даёт возможность сформировать умения работать в коллективе, коммуникативные навыки, он развивает творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин.

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность студентов на протяжении учебного занятия, недели, месяца или года. Использовать метод проектов можно непосредственно на учебных занятиях. Он позволяет включить студентов в самостоятельную творческую работу, научить приобретать знания самостоятельно, использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач. Но всегда ли эта работа будет продуктивной? Конечно, нет, если её вовремя не направить в нужное русло. А об этом должен позаботиться преподаватель. Он должен так организовать учебное занятие, чтобы при самостоятельной работе над созданием проекта положительный результат был у всех студентов без исключения. Самый эффективный способ, когда преподаватель меняет свой статус и выступает в роли консультанта. Давая консультации, он незаметно для студентов, что очень важно, направляет их работу. И конечно же, важны в этой работе методы мотивации и стимулирования. Больше всего необходимо уделять времени методам поощрения. Для того чтобы разбудить в студентах активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую и предоставить все возможные условия для её решения: учебная литература, сеть Интернет, мультимедийные продукты и др. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий.

Выделяются следующие этапы создания проекта: выбор темы проекта, постановка проблемы; исследовательский этап (поиск решения поставленной проблемы); реализация проекта; защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся). Очень важным моментом является выбор темы проекта. В отдельных случаях преподаватель должен стараться не навязывать свою тему. Например, при изучении темы, связанной с созданием презентаций, публикаций, Web-сайтов. В других случаях желательно сформировать тему совместно с учениками. Но при этом она должна подчиняться некоторым правилам: быть интересной и увлекательной для студента; соответствовать возрастным особенностям; быть актуальной и оригинальной. После того как выбрана тема проекта, студенты должны сформулировать проблему будущего исследования. Обычно это сложно для них, поэтому задача преподавателя – незаметно посредством наводящих вопросов подвести к её формулировке. Желательно чтобы каждый студент работал над проектом индивидуально или в микрогруппе и темы были распределены таким образом, что каждый последующий проект в какой-то мере дополнял предыдущий. Тогда результат работы будет сглаженным и взаимосвязанным. Каждый участник проекта будет чувствовать важность работы, и при этом получать удовлетворение своим трудом. Когда выбрана тема проекта и сформулирована проблема, начинается исследовательская деятельность. На первом этапе исследования очень важно спланировать свою последующую деятельность, распределить обязанности в микрогруппах. Далее участники проекта приступают к реализации намеченного плана. Преподаватель должен при этом выполнять функции соучастника исследовательской работы, создавать организационные условия для изучения различных источников информации с целью расширения знаний по данной проблеме. В ходе выполнения проекта студенты вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. Как только материалы собраны, начинается их анализ, систематизация, обработка и оформление при помощи различных приложений, установленных на ПК. В этом виде деятельности формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого участника проекта. Следующий завершающий этап – защита проекта. Он предусматривает ознакомление с готовым продуктом преподавателя и всех студентов. Лучше всего её проводить в форме презентации при помощи мультимедийного проектора. Студенты должны рассказать о причинах и актуальности данной темы, доказать правильность выбранной структуры, её оригинальность, описать проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации. Деятельность по созданию проекта будет для студента значима тогда, когда он видит результаты своего труда и их оценку. Поэтому преподаватель должен оценить работу и сделать её краткий анализ желательно совместно со всеми студентами. Если работа над проектом проводилась в микрогруппе, то важно проводить промежуточный контроль, который очень удобно заносить в специальную карту наблюдения, созданную для каждой группы. Оценка в большей степени должна выставляться не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение.

Категория: Всем учителям
31.03.2019 15:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!