СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Метод проектов как средство социализации учащихся
Профессиональный стандарт « Педагог (учитель, воспитатель)» - одна из самых значимых инноваций в системе образования последних лет. Он ориентирует педагога на обеспечение высокого качества образовательного процесса и достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Перечень трудовых действий и соответствующих им знаний и умений, описанных в профессиональном стандарте, не случаен – он определяется теми изменениями, которые происходят в современном обществе.
Главный результат, к которому должна привести модернизация образования, - готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благополучие общества. Современное образование должно научить человека жить в динамичном мире, где гарантом успешности ученика становится приобретение жизненного опыта в школе, что предполагает (цитата из профстандарта) «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни».
Способности не существуют вне конкретной деятельности, научить ребенка мыслить и чувствовать, активно действовать и творить возможно, когда он вовлекается в разнообразную творческую деятельность. Одна из них – вполне приемлемая, на мой взгляд, форма деятельности, где каждый имеет равные права и возможности для самовыражения и самоутверждения, – это разработка учащимися проекта собственного дела с его последующей реализацией на практике.
При реализации ФГОС большое значение придается проектной деятельности. Прежде всего, это связано с условиями новой информационной действительности, в которой все меньше места остается для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить.
Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает, среди основных, такие черты:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
- осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству;
- способный осуществлять учебную, исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Это означает, что школа должна помочь каждому ребенку в формировании проектных и исследовательских навыков, вне зависимости от его успеваемости или особенностей состояния его здоровья.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей не может происходить без их морально-этической ориентации. Такую ориентацию можно обеспечить в рамках организации проектной деятельности, основной целью которой является развитие способности каждого ученика определять и принимать общую цель работы и путей ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный конструктивный контроль, разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Необходимость включения в проектную деятельность всех учащихся обусловлена не только потребностью общества в обнаружении и поддержке особо одаренных детей, но и в большей степени тем, что она способствует формированию компетентностей, необходимых каждому гражданину для успешного включения в социально-экономическую жизнь общества. Человек учится самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свои жизненные потребности, доводить начатое дело до логического завершения; учится мыслить последовательно, адекватно оценивать происходящие события и критически осмысливать информацию, поступающую из СМИ и рекламы.
Разумеется, организация проектной деятельности должна строиться с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Она должна быть, с одной стороны, массовой, а с другой - максимально индивидуализированной. Основной целью становится формирование социализированной личности каждого выпускника к концу обучения в школе.
Это эффективное средство развития личности. Наиболее значимое влияние прослеживается в формировании адекватной самооценки, снижении общей тревожности, повышении уровня психологической устойчивости школьников (снижается страх самовыражения). В ходе совместной деятельности создается и поддерживается атмосфера доброжелательных отношений друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Проектная деятельность изначально предполагает взаимопомощь, ответственность, уважение участников работы друг к другу.
В проектной деятельности нельзя видеть только подготовку к будущей профессии. В большинстве случаев при представлении результатов работы от школьника требуется обосновать ее актуальность. Важно убедить ученика в том, что его деятельность социально значима, что он пытается решить определенную, большую или маленькую проблему, интересующую не только его, но и окружающих людей. Выполнение им социальных ролей способствует приобретению социальных компетентностей.
При достаточной готовности учащихся целесообразна организация групповых проектов вплоть до участия в проекте целого класса. Работа класса над одним проектом должна быть объединена единой, понятной для всех целью. Главное, чтобы каждый член проектной группы не только понимал и принимал эту цель, но имел конкретное задание, помогающее успешной ее реализации.
Алгоритм проектной деятельности носит название «проектная петля», потому что последний этап обязательно включает сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, сравнение посредством рефлексивного анализа конечного результата с началом работы. Мы замыкаем круг своей деятельности, придаем процессу целостность, сопоставляя цель и результат. Особо хочется прокомментировать последний этап – рефлексивный анализ. Осмысление результатов и подведение итогов – едва ли не самый важный. От результатов работы зависит желание заниматься такой деятельностью дальше. Нужно уделить много внимания положительному оцениванию работы, сформулировать и нравственные уроки прошедшего периода. Очень важно обсудить с каждым участником проекта его личностные, метапредметные результаты. Даже если его результаты не так уж велики, по сравнению с результатами других учеников, надо вселить в ребенка уверенность, что его работа – это путь к цели, к победе.
© 2019, Жевлакова Елена Анатольевна 306