СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как средство социализации учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов как средство социализации учащихся

Профессиональный стандарт « Педагог (учитель, воспитатель)» - одна из самых значимых инноваций в системе образования последних лет. Он ориентирует педагога на обеспечение высокого качества образовательного процесса и достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Перечень трудовых действий и соответствующих им знаний и умений, описанных в профессиональном стандарте, не случаен – он определяется теми изменениями, которые происходят в современном обществе.

Главный результат, к которому должна привести модернизация образования, - готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благополучие общества. Современное образование должно научить человека жить в динамичном мире, где гарантом успешности ученика становится приобретение жизненного опыта в школе, что предполагает (цитата из профстандарта) «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни».

Способности не существуют вне конкретной деятельности, научить ребенка мыслить и чувствовать, активно действовать и творить возможно, когда он вовлекается в разнообразную творческую деятельность. Одна из них – вполне приемлемая, на мой взгляд, форма деятельности, где каждый имеет равные права и возможности для самовыражения и самоутверждения, – это разработка учащимися проекта собственного дела с его последующей реализацией на практике.

При реализации ФГОС большое значение придается проектной деятельности. Прежде всего, это связано с условиями новой информационной действительности, в которой все меньше места остается для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить.

Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает, среди основных, такие черты:

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;

- осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- готовый к сотрудничеству;

- способный осуществлять учебную, исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Это означает, что школа должна помочь каждому ребенку в формировании проектных и исследовательских навыков, вне зависимости от его успеваемости или особенностей состояния его здоровья.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей не может происходить без их морально-этической ориентации. Такую ориентацию можно обеспечить в рамках организации проектной деятельности, основной целью которой является развитие способности каждого ученика определять и принимать общую цель работы и путей ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный конструктивный контроль, разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Необходимость включения в проектную деятельность всех учащихся обусловлена не только потребностью общества в обнаружении и поддержке особо одаренных детей, но и в большей степени тем, что она способствует формированию компетентностей, необходимых каждому гражданину для успешного включения в социально-экономическую жизнь общества. Человек учится самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свои жизненные потребности, доводить начатое дело до логического завершения; учится мыслить последовательно, адекватно оценивать происходящие события и критически осмысливать информацию, поступающую из СМИ и рекламы.

Разумеется, организация проектной деятельности должна строиться с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Она должна быть, с одной стороны, массовой, а с другой - максимально индивидуализированной. Основной целью становится формирование социализированной личности каждого выпускника к концу обучения в школе.

Это эффективное средство развития личности. Наиболее значимое влияние прослеживается в формировании адекватной самооценки, снижении общей тревожности, повышении уровня психологической устойчивости школьников (снижается страх самовыражения). В ходе совместной деятельности создается и поддерживается атмосфера доброжелательных отношений друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Проектная деятельность изначально предполагает взаимопомощь, ответственность, уважение участников работы друг к другу.

В проектной деятельности нельзя видеть только подготовку к будущей профессии. В большинстве случаев при представлении результатов работы от школьника требуется обосновать ее актуальность. Важно убедить ученика в том, что его деятельность социально значима, что он пытается решить определенную, большую или маленькую проблему, интересующую не только его, но и окружающих людей. Выполнение им социальных ролей способствует приобретению социальных компетентностей.

При достаточной готовности учащихся целесообразна организация групповых проектов вплоть до участия в проекте целого класса. Работа класса над одним проектом должна быть объединена единой, понятной для всех целью. Главное, чтобы каждый член проектной группы не только понимал и принимал эту цель, но имел конкретное задание, помогающее успешной ее реализации.

Алгоритм проектной деятельности носит название «проектная петля», потому что последний этап обязательно включает сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, сравнение посредством рефлексивного анализа конечного результата с началом работы. Мы замыкаем круг своей деятельности, придаем процессу целостность, сопоставляя цель и результат. Особо хочется прокомментировать последний этап – рефлексивный анализ. Осмысление результатов и подведение итогов – едва ли не самый важный. От результатов работы зависит желание заниматься такой деятельностью дальше. Нужно уделить много внимания положительному оцениванию работы, сформулировать и нравственные уроки прошедшего периода. Очень важно обсудить с каждым участником проекта его личностные, метапредметные результаты. Даже если его результаты не так уж велики, по сравнению с результатами других учеников, надо вселить в ребенка уверенность, что его работа – это путь к цели, к победе.

30.10.2019 11:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!