СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация учащихся с овз через проектную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных проблем в современном мире на сегодняшний день представляется социализация детей с ОВЗ. Люди с ОВЗ живут в своём изолированном мире, но сегодня мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему их социуму. Самой благоприятной сферой для этого оказывается детское творчество.

Целью социализации ребёнка с ОВЗ представляется приобретение учеником личностных качеств и навыков социального поведения. Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ важно его привлечение в социально значимую деятельность, которая должна активизировать процессы познания, стимулировать инициативу каждого ребёнка и содействовать формированию и развитию коммуникативных навыков [1].

Одним из наиболее перспективных методов, который благоприятствует решению проблемы социализации учащихся с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Проектная деятельность это совместная творческая, учебно-познавательная или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата [5]. При этом учащемуся с ОВЗ должен быть известен результат. Ему необходимо знать, что будет представать продуктом его деятельности.

Возможными итоговыми результатами проекта могут быть:

Макет, буклет, видеофильм, мультимедиа презентация, коллекция, газета, анализ социального опроса, модель и т.п.

Целями проектного обучения являются:

- развитие у учащихся с ОВЗ умения сотрудничества и коммуникабельности;

- способствование повышению уверенности в своих силах;

- развитие исследовательских умений;

- развитие мышления учащегося с ОВЗ, умения искать и находить пути решения поставленных задач.

Говоря о проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья стоит понимать, что прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Так же технология проектной деятельности нацелена на интеграцию сведений из разных областей знаний для решения поставленной проблемы и применения их на практике, что в конечном итоге должно формировать познавательную компетентность ребёнка и позитивный социальный опыт. Помимо этого, проектная деятельность - это одно из уникальных средств обеспечения коллаборации между учащимся с ограниченными возможностями здоровья и взрослым (учителем, родителем или лицом их заменяющих). Так как в работе над проектом происходит корреляция всех участников образовательного процесса: учащегося с ОВЗ, учителя, родителей.

Но не стоит забывать, что таятся свои особенности в организации данной технологии при обучении детей с ОВЗ. Так, при планировании этапов проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно учитывать их не только физическое, но и психическое состояние. Это неотъемлемо для составления плана вовлечения учащихся в совместную деятельность, гарантируя учащимся посильную познавательную, учебную и коммуникативную нагрузку.

Во-вторых, в ходе реализации проектной деятельности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с данной категорией детей, для всестороннего гармоничного развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из первенствующих факторов в развитии и воспитании учащегося с ОВЗ, в унаследовании им социально-значимого опыта является семья [7]. Не секрет, что семьи учащихся с ограниченными возможностями здоровья составляют специфичную категорию родителей, что несомненно оказывает влияние на формирование личностных качеств детей с ОВЗ. Именно поэтому одной из самых главенствующих задач при претворении проектной деятельности представляется создание продуктивного социального содействия в триаде «учитель-дети-родители». Обязательным условием оказывается выступление родителей активными участниками образовательного процесса. Тесное сотрудничество с родителями и семьями обучающихся с ОВЗ в ходе проектной деятельности подразумевает: содействие и вспоможение родителей при подборе иллюстративного материала, художественной и познавательной литературы, анкетирование членов семьи, помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья в отборе информации для проекта, участие в оформлении докладов, презентаций, фотоальбомов. Такой подход с вовлечением родителей в проектную деятельность учащихся с ОВЗ позволяет семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья взглянуть по-другому на своего ребёнка, организовать взаимодействие, построить пути совместной деятельности, которая будет направлена на социализацию и коррекцию учащихся с ОВЗ.

На сегодняшний момент рассматриваются различные подходы к понятию метода проекта:

  1. Проект - это способ достижения цели через разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
  2. Проект – это совокупность приёмов, действий, учащихся для достижения решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде самодостаточного конечного продукта.

Таким образом, мы можем выделить несколько основных требований к реализации и использованию метода проектной деятельности. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником должна предстать проблема, взятая из реальной жизни, которая будет важной и значимой лично для него. Для решения данной проблемы учащемуся с ОВЗ необходимо активизировать и использовать имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации. Но в результате, учащиеся с ОВЗ должны самостоятельно или совместными усилиями (под контролем учителя) решить проблему, применив при этом необходимые знания и получить действительный значимый результат. Ученик с ОВЗ должен научиться самостоятельно добывать знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем.

Метод проектов можно представить как - ШЕСТЬ «П»: 1.Проблема. 2.Планирование (т.е. проектирование) 3.Поиск информации. 4.Продукт конечной работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта, т.е. папка, в которой собраны рабочие материалы,отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Перед тем как начать использовать метод проектной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо проанализировать уровень их мыслительной деятельности обязательно учитывая такие показатели как:

- способность обнаружить и понять проблему; - способность оценивать ситуацию; - способность ставить задачу; - способность находить решение; - способность планировать свои действия.

Неимоверная часть учащихся имеющих интеллектуальные нарушения испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации к познавательной деятельности и учению, отсутствия жизненного и социально-значимого опыта [3].

Использование проектной деятельности в работе с данной категорией учащихся с ОВЗ возможно с корректирующей и направляющей помощью педагога. Метод проектов в коррекционных классах – это совместная деятельность педагога и учащихся, которая направленна на поиск решения возникшей проблемы и проблемной ситуации. Данный метод можно рассматривать как средство для активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, а так же, повышения качества воспитательного процесса.

Классификация проектов, которые могут быть использованы для работы с учащимися с ОВЗ:

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Конечным продуктом могут быть: макеты, учебные пособия и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и анализ получен­ных результатов.

Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации.

Творческий проект — это максимально нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Проектными продуктами могут быть театрализации, альманахи, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Стоит отметить, что метод учебного проекта способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он способен воспитывать целеустремленность, ответственность, инициативность и уверенность в своих силах, а также положительное отношение к учебе и труду.

Подводя итоги, хочется отметить, что метод учебного проекта актуален и очень эффективен в развитии детей с ОВЗ. Он даёт ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме выполняя разные социальные роли.

24.01.2021 17:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!