СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время существует много сайтов по образовательной деятельности для учителей разных предметов, на которых происходит обмен педагогическим опытом по своему предмету и даются полезные методические рекомендации, которые можно использовать в своей работе.
Выступление на МО гуманитарного цикла
«Развивающее обучение на уроках русского языка».
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.
Проблема развивающего обучения на сегодняшний день актуальна и каждый учитель старается использовать её на своём уроке. Развивающиеся технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, метод интриги, учебный диалог, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.
Задачи развивающего обучения состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, сделать учение не в тягость.
Существует несколько подходов и направлений в данной системе:
1). Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
2).Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
3).Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Для определения темы урока можно использовать:
приёмы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно). Найдите общее слово:
сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
б) нахождение в группе предметов лишний.
Задание классу (устно).
Технологию развивающего обучения апробировали в свое время такие педагоги, как Ильин, Шаталов, Эльконин, Давыдов и другие. Я остановилась на методической системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которая помогает мне решать наиболее значимые проблемы на уроках русского языка. Она включает следующие принципы:
- формирование орфографических навыков учащихся.
- обогащение лексического запаса детей.
- овладение нормами литературного языка.
- формирование навыков связной устной и письменной речи.
- развитие творческих способностей учащихся.
Всё это помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, орфографическую грамотность.
При формировании грамотности на уроках создаю проблемные ситуации, опираясь на уже сформированное теоретическое мышление, на умение работать с книгой, дети учатся сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом.
А такие виды работ, как сочинения, рефераты, проекты, олимпиады, конкурсы чтецов
стимулируют творческую активность и развивают творческие способности учащихся. |
Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка. Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся даёт свои результаты: ученики с успехом выступают перед аудиторией, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов различного уровня. При этом у ребят обогащается речь литературной, духовно-нравственной лексикой, вырабатывается бережное и вдумчивое отношение к родному языку, формируется как общая культура, так и гражданская позиция. |
Овладение нормами литературного языка учащимися стараюсь проводить через говорение, чтение, письмо и аудирование. Это развивает активность детей, помогает использовать грамматический материал в речи и ориентироваться в жизненных ситуациях. |
Работая по системе развивающего обучения, я пришла к убеждению, что лучшим помощником на уроке является опорный конспект. Когда я ввела их в уроки литературы, учащиеся, наконец, поняли, что от них требуется. ОСК для них на уроке - это маленький путеводитель, который помогает выделить в произведении количество тем, понять логику повествования, идею произведения.
На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.
Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.(слайд6 гиперссылка Эвристические задачи)
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путем тестирования. Система работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к сдаче ОГЭ. Уже с 5 класса учащиеся решают тесты различной сложности по одному и в паре, что позволяет контролировать знания и умения по конкретным разделам и темам.
С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает контролировать практические действия ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях учащегося и исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе, даёт ученику подтверждение в правильности действий.
Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках дает также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей, успешно готовиться к сдаче ОГЭ.
Технология развивающего обучения даёт возможность больше работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации
Отдельно хотелось бы остановиться на подготовке учащихся к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку. В процессе совместной деятельности с 5 по 9 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.
Вместе с учениками были не раз выполнены задания частей 1 и 2. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 9 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно.
Но большую трудность и для меня, и для учащихся представляло задание части 1 и части 3, поэтому наши усилия были направлены на развитие навыка написания сжатого изложения и текста-рассуждения. Часть 3 на ОГЭ требует от выпускника самостоятельного размышления над текстом и собственной его интерпретации. Чтобы выпускник смог успешно выполнить задание части 3, я разработала поэтапную работу с текстом в виде алгоритма и речевых клише, которые помогут учащимся в определении и формулировке проблемы текста выяснить позицию автора, поможет подобрать клише для своего сочинения – рассуждения.
Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. В школе в системе проходят конкурсы чтецов, приуроченные к разным календарным датам. Это помогает раскрывать и развивать в талантливом ученике творческий потенциал. Вместе с тем развивается и актерское мастерство школьников.
Таким образом, технология развивающего обучения помогает на уроках добиться следующих результатов:
1) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;
2) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;
3) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;
6) активизируются контакты с учителем.
4) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;
5) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям.
© 2019, Антипина Ирина Валентиновна 427