СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы как продуктивный результат педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая деятельность педагогических работников. Типы и виды методической продукции

Характерными чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности и технологизации процесса обучения. На достижение этой цели направлена методическая деятельность, которая на уровне образовательного учреждения представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогических работников по повышению научно-теоретической и методической подготовки.

В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Такого вида деятельность является одним из основных аспектов профессиональной деятельности педагога, которую он осуществляет наряду с другими видами деятельности (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего, изучение теории, методики и практики образования и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса.

Основным инструментом организации образовательного процесса является учебно-методическое обеспечение, которое непосредственно отражает как способы построения образовательного процесса, так и дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы образования.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции.

Типы и виды методической продукции.

Методическая продукция образовательных учреждений весьма разнообразна. Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют методическую продукцию классифицировать следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.

Вся методическая продукция делится на три основных типа: информационную, прикладную и исследовательско-продуктивную.

Информационная методическая продукция предназначена для того, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д. Информационная методическая продукция подразделяется на два вида: информационно-пропагандистскую и информационно-нормативную.

Информационно-пропагандистская продукция – это картотека, каталог, справочник, тематическая папка (подборка), проспект, буклет, плакат, листовка, пресс-релиз, портфолио, бюллетень.

Информационно-нормативная продукция (организационно-нормативная) – это должностная инструкция, положения, информационно-методическое письмо, план работы, органиграмма.

Прикладная методическая продукция - это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции, а именно:

  • знаково-графическая продукция – это плакаты, схемы, графики, раздаточный дидактический материал.
  • техническая продукция – аудиозапись, видеозапись, макет, техническая модель, компьютерный фонд (сайт, модуль, файл), слайдовая презентация, видеофильм.

Исследовательско-продуктивная методическая продукция состоит из двух видов: проективной и технологической.

Проективная – это проект, концепция, программа, модель.

Технологическая – это методическое пособие, учебно-методический комплекс, методические рекомендации, методический комментарий, методическое описание (обобщение) опыта, сценарий, методическая разработка.

Литература

  1. Кульневич С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2005г.
11.11.2019 21:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!