СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические особенности развития профессионально важных качеств в изобразительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе [3] нами было дано определение профессионально важных качеств в изобразительной деятельности (ПВК) и обоснован их выбор на основе эстетического отношения в жизни (ЭО). Экспериментально исследовано развитие у студентов технических ВУЗов выбранных и адаптированных нами к изобразительной деятельности ПВК: устойчивость и распределение внимания (УРВ), линейный глазомер (ЛГ), наблюдательность и кратковременная образная память (НОП), наглядно-действенное мышление и пространственное представление (НДМ и ПП), цветовая дифференциальная чувствительность и память (ЦДЧ).

Считаем, что разработанная методика применима и для студентов педагогических колледжей.

Для определения уровня развития ПВК студентов было выполнено 4 среза: в начале обучения (данные констатирующего этапа) (I), через два (II), четыре (III) и десять месяцев (VI) после начала обучения.

За этого студенты постепенно освоили основы изобразительной грамоты: термины, жанры, стили, художественные средства, рисунок набора геометрических фигур, натюрморта, розетки, пейзажа, иллюстрацию, исходя из критерия постепенного нарастания сложности. Так как практические навыки должны осваиваться и ПВК формироваться постепенно, не перескакивая ни одного последующего этапа освоения, только постадийное усложнение заданий дает устойчивый результат в учебной практике. Так же считают А.Г. Хабаху [12] и С.В. Бурмистрова [2].

Уровень сформированности такого ПВК, как устойчивость и распределение внимания (УРВ) определялся по методике «Перепутанные линии» [5], согласно которой фиксировалось время нахождения студентами глазами начала и конца 25 перепутанных линий. До экспериментального обучения это время в среднем составило 26 минут.

Распределение внимания - умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими объектами. В изобразительной деятельности это важно в отношении глубины пространства, линейного глазомера. Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На нее влияет разнообразие впечатлений, выполняемых действий, активная деятельность. [11]. Формирование и развитие профессионально важных качеств внимания необходимо и возможно методами специальных тренировок [8].

Для развития этого показателя ПВК было подробно разобрано построение рисунка листа бумаги в разных положениях, на разной высоте и обращено внимание студентов на необходимость научиться понимать глубину пространства и на то, что в рисунке, в отличие от чертежа, любое прикосновение карандаша к бумаге, любой штрих или линия приобретают более глубокий смысл, чем просто элемент изображения.

Важно научиться распределять внимание для верной передачи главного и характерного, но так, чтобы второстепенное не мешало его восприятию. Все эти действия студентов и привели к уменьшению времени выполнения теста в конце эксперимента до – 15 минут, то есть оно улучшилось на 42%.

Для оценки следующего ПВК - линейного глазомера (ЛГ) студенты без линейки откладывали отрезки определенной величины, делили их на равные части, соотносили их пропорции. Для этого используется материал для определения линейного глазомера и бланковая методика для определения ошибки [4]. Отмечаем, что похожее упражнение применял Леонардо да Винчи, которое приведено в диссертации А.Г. Хабаху. Оно состояло в том, что ученикам нужно было отрезать на глаз кусочки соломы по линии на стене и сравнивать их с образцом [12].

09.12.2022 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП