СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические подходы в работе социального педагога в условиях возникновения конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная среда – система условий влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для воспитания и развития учащихся. Она содержит большое количество участников: учащиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Для каждого из них характерны собственное мнение, свой взгляд на общую картину мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров и конфликтных ситуаций в образовательной организации.

Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтах. Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации, является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии учащихся.

Чаще всего конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.

Проблема изучения конфликтов в образовательной среде поднята в России не так давно и параллельно ведется поиск способов её разрешения.

Актуальность проблемы обусловлена важностью поиска оптимального метода разрешения и устранения конфликтов в образовательной среде, как с целью улучшения качества образования, так и с целью воспитательного процесса, социализации детей и подростков.

Устранение конфликтов и их последствий в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Решение данной проблемы возможно при внедрении служб по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Деятельность служб примирения в образовательных организациях направлена на формирование безопасного пространства не только для учащихся, но и для работников организации и родителей, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Работа служб основана на парадигме восстановительного правосудия, то есть в центре внимания находится ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в самостоятельном заглаживании вины и восстановлении разрушенных отношений.

Для анализа конфликта и его решения службы примирения используют различные методы и подходы, например, методику школы примирения (или службы примирения), метод Сабона и метод диалога (Nansen dialogue). Эти методы привлекают к себе внимание своей гуманностью и эффективностью.

Модель школьной службы примирения в настоящее время активно используется во многих школах. Особенности данной модели заключаются в следующем.

1. В центре внимания данного метода ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в заглаживании им самим причиненного жертве вреда и восстановлении разрушенных отношений. А также важно, чтобы конфликтующие стороны перестали видеть друг в друге врага и поняли, как видит ситуацию противоположная сторона.

2. В школьную службу примирения входят учащиеся, поскольку часть происходящих в образовательном учреждении конфликтов скрыта от взрослых, и помочь решить их могут только сверстники.

3. В работе школьной службы примирения большое внимание уделяется воспитательному результату. Этот результат может выразиться в осознании участниками конфликта произошедшего события и последствий, в принятии на себя ответственности за исправление последствий случившегося, в обсуждении вопроса, что нужно делать, чтобы подобное больше не повторялось.

4. Школьная служба примирения стремится распространить свои идеи и принципы, популяризует их педагогам, ученикам и их родителям, проводит просветительские и обучающие мероприятия.

В настоящее время медиация в образовательной среде в форме школьных служб примирения развивается в России и имеет успешный опыт применения на практике.

Чем интересен метод урегулирования конфликтов- метод Сабона. Концепт Сабоны начал разрабатываться в 2004 году профессором по обучению миру Йоханом Галтунгом. Название «Сабона» пришло из африканской культуры «Зулу», что означает приветствие « я вижу тебя, я понимаю тебя, я принимаю тебя». «Сабона» - это инструментальные средства с семью основными категориями анализа, понимания и разрешения конфликтов. Первые три инструмента дают теоретический фундаментализм, который помогает выявить причины и стороны конфликта, а также проанализировать его. Следующие четыре инструмента- это практические пути решения конфликтов. Именно эти семь концептов Сабоны составляют теоретический базис и практическую часть, оказывая помощь в правильном выборе инструментов для эффективного и быстрого выхода из конфликта. Центральные элементы метода - это видение личности с противоположными целями и прогнозирование последствий поведения.

Цель Сабоны- повышение управляемости встречных целей и улучшение социальных навыков. Этот метод практически не используется в России, однако имеет широкий опыт распространения в скандинавских странах. Концепт Сабоны применим и эффективен как в образовательной среде, так и в любой сфере жизни человека.

Второй метод решения конфликтов является метод диалога (Nansen dialogue). Цель данного направления - это желание дать людям, живущим в ситуациях конфликта, способ мирной трансформации конфликта, основанный на демократии и правах человека. А также создание нейтрального пространства, где люди с противоположными мнениями смогут встретиться «лицом к лицу» в честном диалоге, посредством которого участники смогут понять взгляды, желания и потребности друг друга. Работа метода диалога строится на основных принципах:

1. Мероприятия разработаны в соответствии с территориальными традициями и культурой общества.

2. Повышение доверия и взаимоуважения, а также стремления к общей ответственности за рабочий процесс и результат.

3. Работа в партнерстве.

4. Многоуровневый подход, основанный на знаниях и опыте, ориентированный на долгосрочный результат.

5. Качество предпочитается количеству.

6. Систематический контроль и оценка результатов.

7. Обмен информацией, знаниями и опытом среди участников.

Метод диалога можно активно использовать в решении конфликтов как «бытовых», так и политических. Данная концепция поддерживает инклюзивное и интегрированное образование в многонациональных и многокультурных обществах, что является, безусловно, важным для современного российского образования.

Итак, образовательная среда - это пространство, в котором взаимодействует большое количество участников образовательного процесса. Часто это приводит к несовпадению интересов, мнений, взглядов, целей. В результате этого в образовательной организации преобладает нездоровый психологически-социальный климат, вследствие чего снижается результативность образовательного процесса.

Внедрение в образовательное пространство служб примирения и актуальных методов работы с конфликтами поспособствует решению этих проблем как в детском, так и взрослом коллективе. К тому же, с помощью описанных методов возможно не только урегулирование конфликтов, но и гармоничное развитие личности, привитие моральных ценностей и социальной компетентности.

Таким образом, функционирование служб примирения в образовательных организациях позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса;

- повысить эффективность ведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности, направленной на снижение асоциального поведения среди учащихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей;

- создать условия для участия педагогов и родителей в решении актуальных задач в части профилактики правонарушений и девиантного поведения среди учащихся;

- оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации.

Список литературы:

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта [Текст]: / Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2005.
  2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]: / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001.

Категория: Прочее
07.08.2020 09:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!