СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на своем методическом семинаре. Почему мы сегодня здесь? Потому, что как сказал Леонид Боровиков: «Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».

Тема моего семинара «Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении» выбрана не случайно. В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении. Некоторые приемы деятельностного подхода в обучении русского языка вы видели на моем уроке,

слайд с фото ( прием «Удивляй», «Верные, неверные утверждения, Закончи предложения, Магический квадрат, ситуация Яркого пятна)

с другими – я хочу познакомить вас сейчас.

Почему выбран именно деятельностный подход? Да потому что, по словам Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Что же такое деятельность? Это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Об этом же говорят нам и новые стандарты. В пункте 7 общих положений Федерального государственного стандарта говорится: целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты.

Нашей же основной педагогической задачей является – организация условий, инициирующих детское действие. Для чего учить - говорится в обновленном содержании образования. Ради чего учить – в концепции духовно-нравственного развития. А вот как учить? Необходимо обновление технологий образования. Еще Ушинский сказал: « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

И вот, чтобы класс сделал шаг в нужном направлении ежедневно, при подготовке каждого урока мы задаем себе одни и те же вопросы:

  • Какой должна быть структура урока?
  • Как его подготовить?
  • Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет.

Этому должно способствовать инновационное обучение в школе. Таким инновационным в современных условиях и является системно-деятельностный подход, предусматривающий развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а умениям применять эти знания. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в рутину.

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.

И вот здесь на первое место выходит новый вид мышления - критическое. Развитие критического мышления учащихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

Технология развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.

Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться. В основу моей педагогической деятельности положена технология критического мышления. Предлагаю Вам познакомиться с несколькими приёмами технологии критического мышления.

Прием «Инсерт».

Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Согласитесь, что многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Чтение для них не представляет интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где чаще всего изучаются художественные тексты, вызывают сложности у обучающихся. Помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове - одна из главных задач уроков литературы и русского языка. Я предлагаю вам познакомиться с моими находками.

Так, например:

прием Дерево предсказаний помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы.

Стратегия «Толстый и тонкий вопрос» позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.

Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Моим детям очень нравится приём «Жокей и лошадь».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно использовать даже на уроках изучения нового материала.

Представьте, что наша аудитория разделена на жокеев и лошадей.

У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.

Во второй части урока - стадии осмысления я часто использую методический приём «Кластер», целью которого является определение области знаний по изучаемому вопросу. Кластер – это прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенный комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.

Первейшим мотиватором людей является обратная связь, постоянное осознание результатов их деятельности». Результатом моей деятельности по внедрению системно-деятельностного подхода в обучении стали следующие результаты.

Я начала свой методический семинар со слов о том, как важно педагогам делиться своими идеями. А теперь предлагаю Вам поделиться тем, с чем Вы сегодня познакомились со своими учениками. Ведь вся радость творчества – в возможности делиться.

Большое всем спасибо за участие и работу.

28.03.2021 04:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП