СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению тестов по искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правило, под тестом понимают набор вопросов с выбором вариантов ответа из предложенных. Но это не обязательный признак теста. Главное – наличие четкой системы подведения итогов, которая позволяет упростить проверку, подсчитать количество баллов за правильные ответы и сделать выводы. Это обусловливает определенные требования к заданиям.

Специалисты предлагают различные классификации тестовых заданий. Остановимся на одной из них, проиллюстрировав примерами из области искусства.

Тестовые задания можно разделить на открытые и закрытые. Открытые вопросы не дают учащимся вариантов ответа. Например,

К какому жанру относится данное произведение?

Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краску?

Кто автор данного произведения?

Не каждый открытый вопрос можно считать подходящим для теста. Например,

В чем отличительные особенности стиля модерн?

На этот вопрос ученики могут давать различные ответы, которые могут быть правильными, но неполными, либо частично правильными. В этом случае трудно определить, засчитывать ли этот ответ как верный или нет.

Задания закрытого типа предполагают выбор из нескольких вариантов ответа. Их можно в свою очередь разделить на задания с альтернативным выбором и задания с множественным выбором.

Задания с альтернативным выбором предполагают только два варианта ответа («да» или «нет», «согласен» или «не согласен»). Например,

Являются ли термины «модерн» и «модернизм» синонимами?

Верно ли утверждение, что Айвазовский создал много произведений в жанре «марина»?

У альтернативных тестов называют главный недостаток – большую вероятность угадывания правильного ответа. Но если из 20 вопросов ученик правильно ответил на 19, мы можем достаточно объективно судить о том, что у него высокий уровень знаний по данной теме. Важным же достоинством такого теста является возможность его проведения «на слух», без распечатывания бланков.

Задания с множественным выбором предлагают конечное множество ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Например,

Какой из перечисленных музеев находится в Москве?

А) Эрмитаж Б) Лувр

В) Третьяковская галерея Г) Русский музей

Иногда в тестах с множественным выбором может быть несколько правильных ответов. Например,

Из предложенных вариантов выбери 3 правильных и подчеркни их:

Какие центры народных промыслов знамениты производством игрушки:

А) Хохлома Б) Дымково В) Филимоново

Г) Гжель Д) Каргополь Е) Жостово

Кроме таких типов вопросов в тесты можно включать и другие варианты заданий, где правильный ответ также можно представить в стандартизованном виде.

В тестах на диагностику интеллектуальных способностей встречаются задания на исключение лишнего. В таких заданиях не задано основание для классификации, а предполагается, что ученик сам найдет закономерности и связи. Например,

Определи и выпиши лишний элемент в списке: портрет, живопись, натюрморт, пейзаж.

Ученик сам должен найти, что объединяет 3 элемента списка (жанры изобразительного искусства), и определить, что лишнее слово – «живопись».

Составлять такие задания достаточно сложно, так как некорректные варианты ответа могут привести к тому, что логика ученика тоже будет правильной, но отличной от логики учителя.

Например,

Выпиши лишний элемент в списке: Левитан, Малевич, Клодт, Рафаэль.

В данной ситуации возможны различные способы классификации (скульпторы – живописцы, отечественные – зарубежные и т.д.).

Такие задания лучше включать не в контрольные тесты, а в предлагать на этапе закрепления знаний.

Еще один тип заданий – на соответствие, где требуется соотнести элементы из двух списков, например, «композиторы» и «оперы». Задание может быть сформулировано так:

Установите соответствие между элементами правого и левого столбца и запишите ответ в виде пар чисел.

Задания на аналогию предполагают установление взаимосвязей, чтобы продолжить список. Например,

Продолжи ряд:

Синий – оранжевый,

Красный – зеленый,

Желтый – (…).

Ученик должен догадаться, что слова в парах обозначают дополнительные цвета, и написать, что дополнительным цветом к желтому является фиолетовый.

Задания на упорядочение предполагают сортировку элементов списка по предложенному основанию (по хронологии, по возрастанию и т.д.). Например,

Расположите фамилии композиторов в хронологическом порядке…

Еще один тип заданий – задания на продолжение последовательности. Здесь ученик также должен установить закономерности.

Продолжи последовательность: фа, соль, ля, си бемоль, до…

В заданиях с конструируемым ответом учащимся предлагается фраза или текст, куда нужно вставить пропущенные слова, даты и т.п. Например,

«В (…) году Моцарт написал оперу «Волшебная …».

Некоторые из перечисленных типов заданий могут быть как открытого, так и закрытого типа: например, в конце задания могут быть приведены «слова для справок».

Можно выделить некоторые требования, предъявляемые к тестовым заданиям:

1. Формулировка вопроса не должна допускать двойственного толкования.

2. Содержание вопроса должно соответствовать целям контроля и тем требованиям, которые предъявляются к уровню знаний и умений учащихся.

3. Варианты ответа должны быть правдоподобными.

4. По возможности нужно избегать отрицательных формулировок:

Что из перечисленного не является жанром изобразительного искусства?…

5. Не нужно стремиться к большому количеству вариантов ответа. Достаточно трех-пяти вариантов. Увеличение их числа снижает вероятность угадывания незначительно, но увеличивает время на составление теста и его проведение.

Задания могут быть представлены различными способами. Помимо текстового варианта могут использоваться репродукции, изделия декоративно-прикладного искусства, слайды, аудио- и видеозаписи, ноты, географические карты, схемы, таблицы и т.д. Их использование снижает утомляемость учащихся, способствует дальнейшему закреплению материала.

Категория: Всем учителям
07.06.2019 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!