СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический конструктор в педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само понятие "методический конструктор" - не новое, уже давно понятно, что пользоваться различными заготовками к уроку, занятию или мероприятию гораздо удобнее, чем планировать все на пустом месте. Можно провести аналогию с детским игровым конструктором в виде кубиков. Ребенок из этих кубиков может построить все, что ему угодно: крепость, замок, дом, даже город. Кубики - это все, что у него есть, просто детали, но играя с ними, можно каждый раз создавать что-то новое. Наверное, и у каждого учителя есть определенный набор таких "кубков": идеи, приемы, технологии, методики. Многие из нас имеют и интересные "матрицы" - то, что мы заполняем нашими "кубиками". Например, для меня это шаблон технологической карты урока, представленной в виде таблицы, заготовка для интерактивной викторины "Своя игра". Последнюю я часто применяю на уроках литературы после изучения творчества какого-либо писателя или произведения, на моей странице сайта "Мультиурок" можно увидеть игру по творчеству М.Ю. Лермонтова, по роману "Евгений Онегин", по поэме "Мертвые души". Сама игра представляет собой презентацию, выполненную в привычной всем программе PowerPoint с использованием гиперссылок. Учащиеся 9 -10 классов проявляют большой интерес к такой игре, в перспективе может быть создание такой игры самими учащимися. Кроме того, данная игра разрабатывалась мной и для внеурочной деятельности, также на моей странице можно найти "Свою игру", посвященную Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Для учащихся пятого класса мной используется заготовка интерактивной игры для отработки орфографических правил "Рыболов", которая привлекает школьников своей яркой анимацией и позволяет в игровой форме закреплять различные правила правописания. В данный момент команда наших учителей занимается разработкой матрицы интерактивной игры-путешествия, которую также можно будет наполнять разным содержанием в зависимости от темы, целей и возраста учащихся.

Виды конструкторов не ограничены, и чем большее их число учитель использует в своей работе, тем разнообразнее и эффективнее его уроки и занятия.

Итак, методический конструктор представляет собой набор элементов, различных модулей, комбинируя которые можно выстроить методическую разработку для урока, его отдельного этапа, проектной и внеурочной деятельности. Методический конструктор также может представлять собой некий продукт для использования в обучении: заготовку настольной игры, чат-бота, образовательной платформы и т.д.

Учитель порой тратит очень много времени на подготовку урока, и методический конструктор может решить эту проблему. Его удобно использовать почти на любом уроке. Анатолий Гин в своей книге "Приемы педагогической техники" представляет такой конструктор для "сборки урока": все этапы обозначаются буквами: А - начало урока, Б - объяснение нового материала, В - закрепление, тренировка, отработка умений, Г- повторение, Д -контроль, Е - домашнее задание, Ж - контроль. Автор предлагает, используя гибкую структуру современного урока, пользоваться этой матрицей, дополняя ее своим содержанием, каждый раз новым, учитывая особенности класса, предмета и других факторов. Конечно же, учитель может добавлять какие-то элементы, например, рефлексию, или убирать ненужные. Обычное тематическое планирование переносится в такую матрицу, помогая нам очень кратко, но в то же время емко наметить все, что необходимо для эффективной работы на уроке. Очень удобно наполнять эту матрицу приемами и технологиями. Если у учителя уже есть богатый набор приемов, методик и технологий, он может даже в ходе самого урока эффектно их комбинировать. Главное условие - чтобы этот набор был систематизирован. Так методический конструктор позволит отследить, какие приемы используются часто, какие - реже, насколько они действенны и эффективны, какие из них необходимо доработать, какие и вовсе перестать использовать.

Используя методический конструктор, учитель может понять, на каком этапе какой прием подходит более других. Также систематизация и упорядочение этих приемов не позволит забыть некоторые из них, как часто бывает на практике. Таким образом мы не просто работаем на зрелищность или развлечение на уроке, но показываем детям, что учиться можно разными способами, и число этих способов безгранично, ведь учитель как творческая личность всегда находится в поиске.

01.04.2020 21:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП