СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика «Обучение по станциям» на уроках немецкого языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обучение по станциям» - одна из современных методик, которая применяется в основном при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Разработка данной методики принадлежит немецким методистам.

«Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправится сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке.

Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной.

При работе с применением данной методики учителю отводится роль наблюдателя. Но он в любой момент может и оказать помощь учащимся. Что дает ему возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися.

Методику «Обучение по станциям» пропагандировали немецкие методисты К. Рауер и М. Зальцберг как эффективную форму работы при изучении иностранных языков [4]. Также о формировании и развитии автономии учащихся (обучение «по станциям» одна из форм автономного обуче- ния) как условия выработки индивидуальных стратегий обучения ино- странным языкам, формирования у обучающихся навыков само- контроля, становления более активной их роли в процессе языкового образования говорится в работе A. Friebel [5]. Обучение «по станциям» делает возможным дифференцированное, деятельностное и, самое главное, самостоятельное обучение. При обучении иностранным язы- кам данная форма организации образовательной деятельности на уроке позволяет закреплять новый и повторять пройденный материал.

Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг в своей книге «Обучение по станциям» выдвинули нижеследующие 13 тезисов, отражающих данную методику:

  1. Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.
  2. Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.
  3. Каждый ребенок (по крайней мере, частично) сам определяет основные направления своей работы.
  4. Каждый ребенок изучает и стратегии своего обучения, он опробывает различные техники обучения.
  5. «Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство ответственности за выполнение поставленной задачи.
  6. Учитель во время такого урока имеет больше времени для наблюдения.
  7. Учителю в данном случае принадлежит роль советника.
  8. Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный подход к решению поставленных на станциях задач.
  9. На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого ученика.
  10. Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного им задания.
  11. Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом.
  12. Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.
  13. «Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия школьников в планировании и организации урока.

Станционное обучение при организации совместной образовательной деятельности обучающихся имеет ряд преимуществ. Во- первых, каждая группа работает в своем режиме (кто-то быстрее, кто-то медленнее) и определяет маршрут выполнения заданий самостоятельно – с какого задания начать и каким закончить. Во-вторых, все ученики имеют возможность воспользоваться разными источниками информации и устранить «пробелы» самостоятельно либо с помощью одноклассников. В-третьих, младшие школьники учатся самостоятельно оценивать свою работу и нести ответственность за полученные знания. Если говорить о принципиальных отличиях данной формы организации самостоятельной образовательной деятельности, то хочется отметить, что в данной форме есть так называемая сервисная станция, на которой собраны разные источники информации, в том числе и ресурсы сети Интернет, а также находятся ответы на все задания для самопроверки. Конечно, для проведения урока с использованием «станций» учителю необходимо тщательно подготовиться: продумать тему, позволяющую построить урок на интегративной и деятельностной основе, подготовить разнообразный материал, разноуровневые задания, ключи для самопроверки, инструкции по выполнению заданий. Все станции получают названия, «станций» должно быть не меньше, чем групп.

На каждой станции предусмотрены задания разного уровня сложности, чтобы учащиеся могли сами выбирать задания по своим силам. Уровни сложности можно выделить цветом: например, зеленый – элементарный уровень, желтый – средний, красный – повышенный уровень. Практика показывает, что сначала все ученики берутся за задания повышенной сложности, но систематическая работа в данной форме учит детей реально оценивать свои силы. Необходима «станция», на которой младшие школьники могут применить знания в устной речи (диалогической либо монологической). В этом случае учитель находится на этой «станции» в качестве слушателя либо сам является партнером-собеседником. Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования или перестановки в кабинете. Но будет желательно, если каждая станция будет оборудована отдельно от другой. Каждая станция может располагаться на отдельной парте. В таком случае каждая парта должна быть оснащена табличкой с номером станции, правилами работы на станции, всем необходимым рабочим материалом (рабочими листами по количеству учеников в классе). На видном месте должны быть и правила поведения учащихся при работе на станциях.

Перед началом работы каждой группе выдается маршрутный лист, в котором прописаны названия «станций» и путь следования (для младших школьников на начальном этапе работы), при систематическом использовании такой формы младшие школьники определяют маршрут следования самостоятельно. Также в листе указывается максимальное количество баллов для каждого задания. После выполнения заданий ученики проверяют правильность выполнения на «сервисной станции» и ставят количество полученных баллов в маршрутный лист. Данный маршрутный лист предполагает, что маршрут, по которому будет двигаться группа, она выбирает сама, указывает в нем последовательность посещения «станций». Для организации работы в предложенной форме нужна «перевалочная станция», на которой задание будет легким. Выполнение данного задания даст возможность почувствовать успех каждому учащемуся независимо от уровня его языковой подготовки. На этой «станции» можно поместить задание типа отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, чтение шуточных историй. Данное задание не оценивается, ученик получает дополнительный приз. Для того чтобы работа проходила продуктивно и эффективно, определяются правила, которые формулируются самими учащимися. Более того, данные правила должны находиться на видном месте (например, на доске), и должны быть понятны всем участникам обучения «по станциям». Во время работы учителю необходимо добиваться сознательного выполнения данных правил всеми учащимися. После окончания работы обязательно проводится оценивание.

Обучение «по станциям» дает возможность дифференцированного обучения, под которым понимается учет интересов детей, их участия в деятельности, происходящей на уроке, их умение выбрать режим работы. Важным моментом при этом является то, что ученики не только тренируются или повторяют пройденный материал, но обучаются стратегиям самостоятельного обучения. Соответственно при организации урока данного типа существенно меняется роль учителя. Он играет роль организатора, т.е. он строит взаимодействие учащихся с учебным окружением и друг другом, координирует выполнение заданий и при необходимости консультирует. Для того чтобы урок прошел успешно и продуктивно, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

- на начальном этапе урока необходимо создать мотивацию для работы, совместно поставить задачи (для чего это нужно) и определить правила поведения на уроке;

- необходимо показать учащимся разнообразие заданий, возможности выбора заданий;

- определить время работы и четко соблюдать временной интервал;

- подготовить четкие инструкции по выполнению заданий, в которых указываются режим работы, последовательность выполнения действий;

- познакомить с источниками информации, которыми могут вос- пользоваться школьники. Хочется отметить, что педагогу необходимо уделять большое внимание подготовке материала, который должен быть интересным и посильным для выполнения за отведенное время.

На начальном этапе обучения при использовании данной формы педагоги выражали опасение, что младшие школьники будут выполнять задания лишь формально. Однако систематическое применение такой формы организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка показало, что учащиеся быстро приняли принципы работы на «станциях» и при выполнении заданий ориентировались не на скорость выполнения и количество выполненных заданий, а на правильность выполнения. Более того, педагоги заметили, что слабые ребята не боятся пробовать выполнять задания средней сложности, а более сильные учащиеся стали качественнее выполнять задания повышенной сложности.

Таким образом, обучение по «станциям» – одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе, развивающая регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия и обеспечивающая осознанное и прочное усвоение младшими школьниками знаний и умений по немецкому языку.

08.04.2022 10:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!