СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
Методика обучения верхней подачи мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу
Выполнил студент группы __________
(номер группы)
Исмаилов Байрам Бабаханович ___________
(И.О. Фамилия) (подпись, дата)
Направление подготовки: _______________________________
(шифр и наименование специальности)
Профиль: Физическая культура
Форма обучения: Заочная
Руководитель канд.биол.наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры ____________
______________
(подпись)
_____________
(оценка)
___ ________ 20__г.
Новосибирск 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2. Формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей юных волейболистов.............11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью вопросов организации работы по физическому воспитанию школьников, поддержанию здорового образа жизни, сохранению физического и психического благополучия подрастающего поколения. В рамках ФГОС подчеркивается необходимость полноценного физического и психического развития школьников подросткового возраста на уроках физической культуры. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности в значительной мере обеспечивается комплексным развитием физических способностей у подростков.
Проблему обучения школьников 14-15 лет игре в волейбол, в т.ч. технике верхней подачи мяча на уроках физической культуры изучали А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, Е.М. Куркина, А.Ю. Пащенко, О.С. Чехова, Н.А. Чупеева, В.Ю. Шнейдер и др.
Противоречие между необходимостью физической подготовки юных волейболистов и недостаточной степенью разработанности методов и средств обучения технике игры в волейбол делают актуальной проблему обоснования эффективной методики обучения верхней подаче мяча школьников 14-15 лет на уроках по волейболу.
Объект исследования – процесс обучения игре в волейбол.
Предмет исследования – методика обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
Гипотеза – предполагается, что процесс обучения игре в волейбол будет эффективным при условии организации урока с использованием разработанной методики обучения школьников верхней подаче мяча.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть теоретически обосновать методику обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
2. Определить динамику освоения техники верхней подачи мяча у обучающихся 14-15 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность методики обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
1.1 Основная образовательная программа по волейболу
Волейбол является составной частью программы по физической культуре в школе. К достоинствам этого базового вида программы относится высокая эмоциональность игры, не сложные правила и простота в организации площадки для занятий. Играя в волейбол на уроках физической культуры, школьники формируют все физические качества, повышают подвижность нервных процессов, за счет интенсивности игры, ее разнообразия, поскольку в игре постоянно меняются ситуации выполнения технических приемов [5].
В новом федеральном образовательном стандарте по физической культуре, волейбол, являясь частью программы, решает глобальные задачи физического воспитания школьников, способствуя решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Элементы технической подготовки волейболистов используются в различных формах физического воспитания, которые проводятся в школе в рамках программы. Во внеурочной деятельности для школьников также организуются спортивные секции по волейболу, группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ [6].
Особенности обучения школьников игре в волейбол включают в себя:
1) общеподготовительные упражнения. Необходимо учитывать при их использовании как время, которое выделяется без ущерба для других упражнений во время занятия, так и возрастные особенности, половые и индивидуальные различия. Это могут быть упражнения:
- обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений: новые упражнения или варианты, рекомендованные возрастной программой;
- упражнения, увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, а также с предметами и без предметов, различной сложности и различном положении тела;
- общеразвивающие упражнения (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в движении, прыжках и метаниях, спортивные игры);
- упражнения с большей направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения для улучшения чувства в пространстве, времени, степени мышечных усилий и т.д.).
2) специально-подготовительные упражнения в волейболе:
- подводящие упражнения, содействующие изучению и закреплению технических способностей и технико-тактических действий в игре в волейбол;
- развивающие упражнения, нацеленные основным способом на формирование специальных способностей, имеющих отношение к волейболу;
- упражнения, развивающие специальные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, балансу, вестибулярной стабильности и др.;
- упражнения, вырабатывающие и доводящие до совершенства восприятие, сенсомоторные взаимодействия, мнемические (оперативная двигательная память) и умственные процессы (быстрота, умение к предвидению условия, самостоятельность) [23].
Осуществление физических упражнений при обучении юных волейболистов необходимо проектировать на первую половину основной части тренировки, т.к. они быстро приводят к утомлению. В волейболе к специальным упражнениям относятся:
- подводящие, содействующие изучению и закреплению технических способностей (формы движений) и технико-тактических воздействий;
- упражнения, вырабатывающие специальное восприятие [23].
С юными волейболистами в ходе спортивной подготовки важно:
- организовывать спортивные игры;
- организовывать различные виды двигательной деятельности школьников, чтобы снять физическое и психическое утомление в ходе занятий;
- организовывать совместную деятельность школьников в спортивных играх, развивающих координационные способности;
- осуществлять медико-психолого-педагогический контроль уровня физического развития школьников [6].
В качестве средств воспитания специальных способностей юных волейболистов могут быть использованы телесно-ориентированная работа и комплекс прыжковых упражнений.
Телесно-ориентированная работа является важным звеном в формировании способностей школьников к игре в волейбол (школьники учатся саморегуляции, что позволяет оптимизировать процесс физического и психического развития, сделать его более успешным и продуктивным) [13].
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Структура подвижной игры включает в себя содержание, двигательные действия и правила:
1. Содержание игры (движения, входящие в состав той или иной игры).
2. Правила (определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все участники во время игры).
3. Двигательные действия (могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях) [21].
Подвижные игры развивают у юных волейболистов различные стороны двигательных возможностей, повышают уровень овладения определенными двигательными и координационными способностями.
На занятиях волейболом можно применять следующие упражнения для совершенствования физических способностей школьников:
- имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока;
- метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево;
- выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока;
- нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования;
- нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования;
- рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию;
- бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой, двумя ногами;
- рывки из разных и. п. (лежа, сидя и т.д.);
- прыжки в чередовании с бегом;
- бег с преодолением препятствий;
- эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам») [21].
Таким образом, в процессе обучения школьников игре в волейбол на занятиях физической культурой необходимо использовать различные средства и методы работы, в результате чего школьники постепенно будут осваивать технику игры, ее приемы и правила. Для того, чтобы данный процесс был более эффективным, необходимо создавать для школьников разнообразную спортивно-игровую среду.
1.2 Формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей юных волейболистов
Игровые навыки в волейболе принципиально отличаются от других игровых видов спорта, оптимальное соотношение в развитии физических качеств волейболистов, а также совершенствование техники могут создать максимально возможные условия для эффективного овладения данным видом спорта.
Фискалов В.Д. в своих работах отмечает: «ациклическую командную игру, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер; при малых размерах и ограничении касания мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений» [37].
1.3 Обучение школьников 14-15 лет техническим приемам в волейболе
В волейболе подача является средством введения мяча в игру. От успешности ее выполнения команда может сразу заработать очко или дать возможность команде соперника выиграть розыгрыш мяча.
В верхней прямой подаче удачно сочетаются сила и точность, т.е. игрок может направить мяч в определенную зону сильно и достаточно точно.
Техника выполнения:
1. Подготовительная фаза. Стоя лицом к сетке, игрок поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука может лежать на мяче, может готовиться к отведению.
2. Основная фаза начинается с момента подброса мяча на высоту чуть выше вытянутой руки, почти над головой и несколько впереди с одновременным замахом бьющей руки вверх – назад за голову; туловище незначительно отклоняется назад, бьющая рука движется к мячу с нарастающей скоростью. Выполняется удар по мячу ладонью по центру мяча. В процессе выполнения вес тела переносится на впереди стоящую ногу.
3. В заключительной фазе игрок переходит к новым игровым действиям. Наиболее часто встречающиеся ошибки:
- подброс мяча не оптимален по высоте;
- не точен подброс мяча по месту встречи бьющей руки с мячом (мяч заброшен за голову, брошен далеко вперед или вправо, влево);
- не точен удар по мячу (сверху, с боку);
- незначительна скорость бьющей руки;
- удар по мячу производится не на оптимальной высоте (к моменту удара по мячу волейболист опускает локоть);
- удар наносится расслабленной кистью.
Обучение технике волейбола начинается с ознакомления школьников с исходными положениями (стойками) и перемещениями. Это очень важный технический элемент без мяча, чтобы выполнить прием или передачу игрок должен правильно переместиться на площадке и с высокой точностью выполнить дальнейший прием партнеру или через сетку противнику.
1. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений. Стойка представляет собой положение игрока в преддверии выполнения передачи или нападающего удара.
2. Передача мяча. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей. Чтобы выполнить игроку нападающий удар на сторону противника, он должен выполнить точную передачу по высоте и в нужное место площадки.
3. Подачи мяча. В современном волейболе используются верхняя прямая подача с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке.
4. Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верхнего края сетки. По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега игрока; удары с переводом – при несовпадении отмеченных параметров.
5. Техника игры в защите. Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи, для блокирования, для приема мяча от атакующего удара и отскочившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падении при приеме мяча.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте принимали участие школьники МАОУ СОШ №128 в количестве 28 человек. 14-15 лет. Из них 14 человек проводились занятия у другого учителя.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – сентябрь, была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, проведена оценка результатов тестирования школьников в начале эксперимента
2 этап – октябрь, разработана и проведена методика обучения школьников 14-15 лет верхней подаче мяча.
3 этап – февраль, проведена итоговая оценка результатов тестирования в конце эксперимента. Результаты педагогического эксперимента были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, сформулированы выводы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
В ходе изучения научно-методической литературы были проанализированы литературные источники по проблеме развития техники игры в волейбол на уроках физической культуры. Изучалась литература по основам обучения волейболу. Анализ литературы осуществлялся на основе теории и методики физического воспитания и волейбола.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности методики обучения школьников верхней подаче мяча на занятиях волейболом. Были составлены специальные комплексы упражнений. Упражнения выполнялись в определенной последовательности: упражнения для передачи мяча сверху, затем – нападающий удар и подача. Прежде чем приступить к выполнению специальных упражнений, с учащимися проводилась разминка для разогревания мышц.
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось в условиях спортивного зала. Перед проведением тестов была проведена разминка, в которую включались: общеразвивающие упражнения и упражнения на растяжку, перед учащимися ставилась установка выполнять упражнения тестирования с максимально наилучшим результатом. Использовались следующие тесты:
1. Тест «Передача сверху из зоны 2 в зону 4».
Оборудование – волейбольный мяч, обруч.
Методика проведения. Из положения стоя в зоне 1 по свистку выполнить выход к сетке между зоной 2 и 3, остановиться и выполнить передачу мяча сверху в зону 4. Предоставляется 3 попытки. Оценка: результат фиксируется по количеству попаданий в обруч.
2. Игра волейбол.
Оборудование: волейбольный мяч.
Методика проведения. Определяется безошибочной подачей мяча.
Оценка: Результат фиксируется по количеству подач без ошибок.
3. Тест «Прямая верхняя подача в зону 1 на точность».
Оборудование – волейбольный мяч, гимнастический мат.
Оценка – количество попаданий в мат.
Методика проведения. Определяется попаданием волейбольного мяча в гимнастический мат, находящийся в зоне 1. Предоставляется 3 попытки.
Оценка – количество попаданий в мат.
Метод математической статистики
Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке с использованием пакета прикладных программ Excel для среды Windows, с определением среднего арифметического значения, ошибки средней арифметической и t-критерия Стьюдента.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучалась методика обучения верхней подаче мяча школьников 14-15 лет на уроках по волейболу.
Анализ литературы показал, что в процессе обучения школьников игре в волейбол на занятиях физической культурой необходимо использовать различные средства и методы работы, в результате чего школьники постепенно будут осваивать технику игры, ее приемы и правила. Для того, чтобы данный процесс был более эффективным, необходимо создавать для школьников разнообразную спортивно-игровую среду. Технику игры в волейбол составляют определенные приемы и их разновидности. В школьной программе изучаются все технические приемы игры в волейболе. Обучение техническим приемам волейбола начинается с ознакомления школьников с исходными положениями (стойками) и перемещениями, затем изучают передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование.
В практической части исследования был проведен эксперимент. Анализ результатов показал достоверное увеличение по всем показателям в тестах на начальном и контрольном этапе. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности методики обучения школьников 14-15 лет верхней подаче мяча в волейболе.
© 2024, Исмаилов Байрам Бабаханович 115