СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из ведущих требований в современном обучении является использование компьютерных технологий, независимо от возраста учащегося. Задача учителей - направить и создать среду, в которой материал будет не только наглядными и запоминающимся, но и разнообразить технику выполнения задач, направленных на модификацию самой программы и дополнительное ее изменение. В статье предлагается использовать анимационные рисунки, выполненные в среде GeoGebra, а так же специально разработанных лабораторных работ, для использования среды по данной теме. Лабораторные работы, как ключевые идеи активно внедряющиеся в последнее время в общее образование системно-деятельностного подхода. От привычного «ручного» способа вычислений ученик постепенно переходит к руководству вычислениями согласно соответствующего алгоритма, а сами вычисления поручаются компьютеру. Такое естественное «разделение труда» позволяет избежать вычислительных трудностей и сосредоточиться на усвоении алгоритма. Попутно ученик приобщается к цифровым технологиям, столь необходимым ему в будущем.
Ключевые слова: среда GeoGebra, алгебра 5 класса, лабораторная работа.
Будем придерживаться учебника [1]. Сопровождающие изложение анимационные рисунки выполнены в среде GeoGebra [3]. Познакомиться с ее анимационными возможностями можно, например, по книге [2].
Для начала необходимо создание анимационного рисунка(рис.1) для отработки навыков нахождения хорошей пары чисел и дальнейшего создания лабораторный работ для данной среды
Рис.1
Для начала ученику предлагается ознакомится с построением логики данной программы. Результат с верным ответом, найденным компьютером.
Функционал данной программы довольно разнообразен. Она позволяет наглядно и подробно изучить данную тему, обеспечивает понимание благодаря подстановке других значений переменных и, как следствие, построение верной логической цепочки самостоятельно.
После самостоятельного изучения теории необходимо проверить истинность утверждений, сделанных учащимся на основе данной программы. Для этого и нужны лабораторные работы. Они контролируют процесс обучения и при допущении ошибок учащимся, помогает самостоятельно их исправить. Пример лабораторной работы на тему «Нахождение хорошей пары чисел» (рис.2)
Рис.2
Подробный план работы позволяет детально изучить алгоритм нахождения хорошей пары чисел и позволяет изучить данную тему с разных сторон. Изучение теории, которую в следствие учащийся закрепляет практикой. Выявление закономерностей и определенных правил, которые в конечном счете оформляются в виде вывода. Все выше сказанное необходимо для успешного изучения.
Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания [4].
При изучении математики мы постоянно считаем: квадратные корни, площади плоских фигур, объемы геометрических тел и т.д. Поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять, но и был увлечен этим процессом. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы ребенок не утомлялся, чтобы ему было интересно и понятен результат, чтобы он также понимал, для чего он это делает, какова цель этих вычислений. Для этого возможно использование лабораторных работ на вычисления. В таких работах можно поупражняться в вычислениях. А среда GeоGebra не только упростит процесс вычисления в кажестве специфическаго калькулятора, но и может поспособствовать процессу визуализации данного вычисления.
Уроки с использованием лабораторных работ являются разновидностью практических, т.к учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой. Но главное отличие заключается в том, что данным метод носит не трудовой, а исследовательский характер и не требует длительного времени.
Для демонстрации данного свойства, ниже представлена тема «Умножение многочлена на многочлен с одной переменной» (рис.3,4),оформленная в GeoGebra с основой на лабораторную работу.
Рис.3
Рис.4
Был проведен опрос, с целью выявления эффективности данного метода,его сильных и слабых сторон. Была опрошена группа состоящая из 15 человек. Им была представлена разборка одной из выше перечисленных тем в GeoGebra без лабораторной работы и с ней. После чего им были заданы вопросы, касаемо удобства, эффективности изучения и доступности информации.
Первым вопросом, который мы задали опрашиваемой аудитории- вопрос доступности представленной информации.
«Сразу ли вы поняли материал? Потребовалась лабораторная работа для изучения материала?» (рис.5)
Рис.5
«Смогли ли вы сами выработать алгоритм или понадобилась лабораторная работа?» (рис.6)
Рис.6
«Удалось ли вам выяснить закономерности без лабораторной работы?» (рис.7)
Рис.7
«Допускали ли вы ошибки при выполнении работы без лабораторной или вместе с ней?» (рис.8)
Рис.8
К тому же метод изучения «GeoGebra + лабораторная работа » универсален и применим ко всем темам математики, необходимым в изучении. Именно это и делает применение данного метода весьма полезным в обучении.
© 2023, Ефременко Анна Аркадьевна 205