СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над сжатым изложением-Коныгина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над сжатым изложением

Введение

Овладение ребёнком письменной речью является значимым обретением в его речевом развитии. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития, она «вводит ребёнка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи».

Важнейшим этапом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи.

В методике связная речь, высказывание — это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности — текст, речевое произведение. Вся работа по развитию речи, в конечном счёте, подчинена главной цели — приобретению учащимися коммуникативной компетенции.

В методике развития речи принято различать понятия «правильная речь» (это речь, соответствующая нормам литературного языка) и «хорошая речь» (речь коммуникативно-целесообразная, точная, богатая и выразительная). Целенаправленная работа в этом направлении осуществляется в двух аспектах:

1. Анализ готового текста.

2. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка готового текста.

Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятие высказывания и его воспроизведение. Но при написании сжатого изложения появляется необходимость не только воспроизвести текст, но и сжать его, применив определенные приемы компрессии текста. Учащемуся необходимо не просто письменно пересказать текст, а еще и определить, что в тексте является главным, а что второстепенным, в каких словах и конструкциях проявляется избыточность речи, а какие жизненно необходимы для передачи основной мысли текста.

На современном этапе ОГЭ используются тексты, состоящие из трех абзацев, каждый из которых содержит микротему. Правильно определив микротему каждого абзаца и объединив их, учащийся воссоздает общую тему текста. Именно поэтому так важно передать основной смысл каждого абзаца и основную мысль текста в целом.

Помимо этого, в каждой их трех микротем учащийся должен применить один или несколько приемов сжатия текста.

Тема моей работы «Методика работы над сжатым изложением». Считаю эту тему актуальной потому, что проблема развития связной речи является одной из самых важных в современной школе, а многие выпускники девятых классов недостаточно правильно воспринимают текст на слух и письменно в сжатом виде передают обработанную информацию. Анализ ФИПИ показывает, что школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях школьников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.

Начиная работать над этой темой, я определила несколько задач:

1. изучить, что такое сжатое изложение;

2. проанализировать основные способы сжатия текста;

3. рассмотреть методику работы над сжатым изложением;

4.изучить приемы и упражнения, помогающие при написании сжатого изложения.

Я внимательно изучила методические рекомендации И.П.Цыбулько, Г.Т. Егораевой, С.В. Драбкиной, а также Шкляевой Е.Л., зав. кафедрой русского языка Центра – онлайн обучения Фоксфорд. Эти рекомендации помогают мне в работе.

Основная часть

Понятие и общая характеристика сжатого изложения

Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Изложение используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря фразеологии, синтаксиса, для обучения жанрам – повествованию, описанию, рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому.

В процессе подготовки к изложению ведётся работа над всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и формируются следующие умения:

  • осмысливать коммуникативную задачу автора текста (понимать текст);

  • раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип и

стиль речи;

  • выделять микротемы (делить текст на части), составлять план;

  • отбирать и систематизировать материал;

  • подробно, сжато и выборочно, излагать содержание текста с учётом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста — образца.

По отношению к объёму исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Подробное изложение — это детальное воспроизведение текста с сохранением его языковых особенностей. Основная задача такого изложения — как можно подробнее передать содержание произведения, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Сжатое изложение призвано передать содержание текста значительно менее подробно, чем это сделано у автора. Очевидно, что при сжатом изложении отход от авторских средств, лексики, стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

Задача сжатого изложения — передать основные моменты содержания текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Такие изложения учат избегать многословия, выделять главное, опуская подробности, не имеющие значения для раскрытия основной мысли текста.

При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

  • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно и логично излагать свои мысли,

  • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Это главные действия и в жизни.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/492966-metodika-raboty-nad-szhatym-izlozheniem

Категория: Русский язык
19.11.2022 11:01


© 2022 89

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!