СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы моей педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности». [4]

Оптимальный метод - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.

Прием – это часть метода, отдельное воздействие.

Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленного на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Под методом подразумеваются те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как культурного способа жизнедеятельности.

К методам относятся действия, которые взаимосвязывают субъекта и объекта воздействия, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути.

Методы позволяют преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Также они регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Среди методов различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения. [3]

Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.

Нравственными поступками человека руководят моральные мотивы. Они определяют дальнейшее осознанное поведение личности. Задача учителя начальных классов заключается в формировании основных моральных мотивов младших школьников и их дальнейшем развитии. В своей работе учитель должен быть ориентирован на общественное требование времени, индивидуальные особенности каждого ребёнка и его социальный опыт, реальные достижения педагогики в области воспитания.Поэтому моральные мотивы являются не только основой нравственного поведения, но и довольно показательным результатом воспитания.

У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для эффективности таких заданий нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. Лишь тогда они будут стимулировать учеников к моральному развитию, обеспечивать собственное стремление к саморазвитию и воспитанию извне. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Часто методы нравственного воспитания действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. В зависимости от того, с каким личным опытом в общественной жизни сталкивается ребёнок, зависят характеристики и направленность его самоконтроля, например, эмоциональному дискомфорту, недовольству собой или, наоборот, мания величия и зазнайство.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе приводится множество классификаций методов и приемов нравственного воспитания.

Таблица 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

(по Г.И. Щукиной)

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности, общения и поведения

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Методы контроля

Рассказ

Объяснение

Разъяснение

Лекция

Этическая беседа

Внушение

Инструктаж

Диспут

Доклад

Пример

Метод формирования общественного мнения

Упражнение

Приучение

Педагогическое требование

Поручение

Переключение

Создание воспитывающих ситуаций

КТД (коллективное творческое дело)

Соревнование

Поощрение

Наказание

Построение перспективных линий

Метод «взрыва»

Метод естественных последствий

Педагогическое наблюдение

Опросы

Анкеты

Тесты

Беседа

Создание контрольных ситуаций

I группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

II группа – это методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы.

III группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируется самооценка и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также интерпретируются официальные оценки поступков учащихся.

Следует рассмотреть подробно наиболее часто применяемые в практике учителя и сложные методы воспитания каждой группы.

Методы первой группы способны разъяснить факты и явления общественной и личной жизни. Функции этой группы методов – привнесение теории в жизненный опыт ребенка, формирование у него системы понятий и отношений, обобщение и осмысление собственного опыта, своих поступков.

Данная группа методов:

  1. Конкретизирует сложные моральные, общественные, трудовые, эстетические нормы и понятия.

  2. Создает эмоциональный настрой деятельности.

  3. Способствует развитию положительной, нравственной мотивации деятельности.

Главным инструментом этой группы методов является слово. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания заключает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками». [7, с.12]

Рассказ можно выделить как самый часто применяемый метод словесно–эмоционального воздействия.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Его отличительной чертой отмечается ориентированность на определенную группу людей или отдельную личность. При работе посредством данного метода необходима глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

Разъяснение применяется для того, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Не менее распространенным методом является беседа. В зависимости от содержания она может быть познавательной, этической, эстетической, на правовую, экологическую тему и т.д. Беседа может проводиться с группой учащихся, а может быть и индивидуальной.

В контексте нашего исследования наиболее интересна такая разновидность беседы, как этическая беседа. «Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение». [5, с.69]

«Этической» беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Диспут является наиболее сложным методом убеждения. В основе диспута – спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хороший результат, к нему нужно готовиться: тщательно выбрать тему, подобрать вопросы (которые участники диспута рассматривают заранее, готовясь к нему), рекомендуется литература. Диспут вырабатывает умение учащихся отстаивать свою точку зрения, а также требует аргументированности и доказательности преподносимой информации.

Пример – воспитательный метод значительной силы. Пример предоставляет конкретные образцы для подражания и тем самым формирует сознание, чувства, убеждения личности, активизирует ее деятельность. К.Д. Ушинский отмечал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью, следовательно, источником примера всегда должна быть человеческая личность.

Разновидностью примера является пример конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей, учителей, передовиков производства, известных ученых, спортсменов и т.д. Большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, телепередач (особенно любимых воспитуемыми).

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит мотиватором. Оно формирует у учащихся духовные потребности, желание действовать согласно моральным установкам, продемонстрированным в примере. Кроме того, этот метод можно назвать средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы.

Но использованием методов только группы убеждения всех воспитательных задач не решить, поскольку более всего воспитывает предметно-практическая деятельность и общение в ее процессе. Методы второй группы способствуют формированию единства сознания и поведения, организации деятельности, что является «сердцевиной», основой воспитательного процесса. С подключением деятельности навыки и привычки будут формироваться одновременно с убеждением. Средствами реализации методов этой группы являются любые виды деятельности.

Всеобщим практическим методом формирования необходимых качеств личности, обладающим большой эффективностью, является упражнение. Так, например, Н.И. Болдырев под методом упражнения (приучения) понимал «многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них навыков и привычек правильного поведения». [8, с.123]

Следующим методом является педагогическое требование – это метод воспитания, с помощью которого учитель организует детей, включает их в деятельность, умело направляет поведение своих воспитанников. Предъявление требования - способ непосредственного побуждения к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Последние выступают в качестве совета, просьбы, намека, доверия, одобрения, требования-игры и т.д.

Хорошие результаты дает метод поручений (практических заданий), которые создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, а также развивают такие качества личности, как организованность и ответственность. Поручения могут быть длительными и эпизодическими.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях называют методом воспитывающих ситуаций. Суть метода заключается в создании обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие определенных черт характера или нравственных качеств.

Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта поведения необходимо широко использовать в повседневной воспитательной работе, чтобы обеспечить единство сознания и поведения.

Необходимо отметить, что эти методы эффективны только тогда, когда они используются во взаимосвязи с методами формирования сознания личности, так как перед воспитанниками необходимо широко раскрывать цели деятельности.

В области воспитания широко применимы и методы стимулирования поведения, которые своей целью имеют побуждать воспитанников к деятельности. И самыми распространёнными методом среди этой группы можно считать поощрение и наказание.

Метод поощрения – положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках ученика, метод наказания – это выявление ошибок в поведении и разъяснение сути при обнаружении в поведении ребёнка антиобщественных поступков.

Поощрения стимулируют правильную линию поведения, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств. Эти методы служат тому, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение. Но в любом деле хорошо знать меру. Излишние поощрения, особенно не вполне заслуженные, также могут впоследствии создать множество проблем в процессе формирования личности. Без системы этих мер педагогического воздействия нельзя воспитывать, невозможно развить самовоспитание учащихся, их активность. Авторитет и опыт А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я. Корчака и других выдающихся педагогов подтверждает этот вывод.

Продуманная система поощрений и наказаний, по утверждению А.С. Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности. [2]

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым следует прибегать в конкретных ситуациях. Наказание должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Практикуются разнообразные виды наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т.д. Но с ними тоже нужно работать очень аккуратно. Ведь необоснованное наказание может резко «оттолкнуть» ребёнка, сделать его замкнутым и нерешительным, а в последствии нанести неизгладимый ущерб детской неокрепшей психике. Кроме того, современный, гуманистический подход к организации воспитательного процесса подразумевает минимизацию применения метода наказания (за исключением каких-то особых случаев).

Кроме того, необходимо обратить внимание ещё на один действенный метод стимулирования -соревнование. Соревнуясь между собой, учащиеся быстрее осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет применение не отдельно существующих методов воспитания, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без достаточного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда, в любом групповом деле или же в индивидуальном акте поведения, стремиться соединить разум, эмоции, действие. Все они будут выступать как формирующиеся и развивающиеся формы выражения, с помощью которых воспитанник выражает своё отношение к окружающему миру, к людям и себе.

Только при тщательной подготовке и достаточной квалификации педагога можно отследить эффективность методологической работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а значит и уровень нравственной воспитанности в целом.

05.04.2022 08:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП