СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения,воспитания и диагностики обучающихся,в том числе и с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника). Одна из приоритетных задач, которую ставлю перед собой – активизация познавательной деятельности обучающихся. А это значит, что назрела необходимость включения в образовательный процесс современных образовательных технологий. Приведу здесь несколько примеров использования познавательных задач. 1.Пыль – необходимая составная часть u1072 атмосферы, она обеспечивает естественный ход природных и естественных явлений. Из космоса на поверхность нашей планеты ежегодно поступает 106 т. вещества в виде пыли. При извержении вулкана ее выделяется до 75 млн. м3, при испарении капель воды в атмосферу попадает соль, химическая промышленность выделяет 1 млн. т. фреонов, соединений серы и т.д. Какова польза и какой вред пыли в атмосфере? (Пылинка – ядро конденсации водяных паров, от наличия пыли зависят оптические свойства атмосферы, пыль поглощает солнечную радиацию, уменьшает земное излучение, защищает от чрез мерного нагревания и препятствует излишней теплоотдаче, увеличивает турбулентность тропосферы). 2.Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь). При изучении темы “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений” можно использовать задачи следующего содержания. 1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса”, наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде). 2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает). При изучении темы “Роль зеленых растений в жизни человека”, я использовала в группах задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. В этом задании есть главное понятие, с которым ребята уже знакомы, а метод анализа ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы и соотносить их в соответствии с предложенной ситуацией. 1.Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашей станицы за сутки? Какое количество кислорода потребляет население села в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?” 2)Игровые технологии. Игра как элемент обучения имеет важное значение в образовательном процессе. Конечно, игровая деятельность как элемент урока должна быть мотивирована, студенты интеллектуально должны быть готовы к игре. Классный коллектив должен обладать такими качествами, которые будут способствовать результативности данного вида обучения, а преподаватель отдавать себе отчет в целесообразности проведения игры. Приведу здесь несколько примеров использования данной технологии. Игра «ДА - НЕТКА». Преподаватель загадывает нечто (процесс, термин и т.д.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы преподаватель отвечает только словами: «да» или «нет». Игра «Хронолёт». Делается бумажный самолётик, внутри или на крыле которого записана дата и эра. К кому на парту он сядет, тот и попадает в «другое время» и должен рассказать, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступать от исторической реальности. Данная игра уместна при изучении темы Зарождение жизни на Земле. 3)Технологии проектной деятельности формирует у обучающихся навыки самостоятельной проектной деятельности, способствует развитию индивидуальных творческих способностей, проходит осознанный подход к самообразованию. Ребята готовят исследовательские проектные работы по своему выбору, преподаватель является лишь консультантом и помощником. 4) Технология модульного обучения позволяет усовершенствовать образовательный процесс, организовать самостоятельную работу, развивает критическое мышление, подходит для дистанционного обучения. Приведу пример использования данной технологии. Модуль: «Основные направления эволюции» 5)Кейс – метод – происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Метод разбора деловой корреспонденции. Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Вопросы: Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь? Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов. Изучить стр.232- 236 учебника «Общая биология» Каменский др. Составить схему направлений эволюции органического мира, в которой указать причины и пути (направления) эволюции. Проверить схему у соседа сзади и задать по ней 2 вопроса – поставить по 10 б. системе определённое количество баллов Вместе с соседом по парте составить схему «Пути биологического прогресса – Обменятся с соседом сзади и снова оценить по 10 б. шкале. Выставить итоговое количество баллов за два ответа Проверка совместно с преподавателем и выставление отметок за работу на уроке. Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании», в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015г. утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы. Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью должен получать образовательные услуги. Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и детей с тяжелыми нарушениями является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования. Для получения образования должны быть созданы специальные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения у студентов с ограниченными возможностями здоровья появляются следующие проблемы: – снижение работоспособности, колебание внимания, слабость мнемонистических процессов; – недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительнопространственные и квазипространственные трудности; – трудности переработки слуховой и зрительной информации. Для разрешения возникающих проблем в техникуме необходима система смягчения их влияния, коррекции, поддержки, которая в своей основе предполагала бы особый подход к процессу профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим весьма остро встает вопрос о проведении сопровождения, и в частности, социально-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой данной категории лиц. Именно социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в контексте создания оптимальных условий для всестороннего развития личности и успешного усвоения учебного материала, обучения профессиональным навыкам и умениям, адаптации к условиям техникума, интеграции в студенческий коллектив, предполагающее взаимодействие различных специалистов учебного заведения: куратора группы, педагога, методиста, социального педагога, психолога. Итак, при интегрированном обучении в техникуме сущность сопровождения заключается в том, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности личности студента, содействовать полноценному его развитию в личностном и профессиональном плане, создать условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности. Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются: 1–й этап – организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования студентов, имеющих ограниченные возможности, для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением. 2–й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, какое количество студентов нуждается в получении психолого–педагогической поддержки, социальной помощи. 3–й этап – выработка рекомендаций. На данном этапе специалистами разрабатываются информационные справки о студентах–инвалидах и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждении; рекомендации по организации индивидуального процесса и технологии обучения студента; для студентов составляются режимы дня с учетом их особенностей, образовательных потребностей. 4–й этап – психолого-педагогическое консультирование. Проводится со всеми участниками сопровождения и предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение работы. 5–й этап – деятельностный. Реализация выработанных решений по устранению существующих у студента с ограниченными возможностями здоровья социальнопсихологических проблем и плана помощи в процессе обучения. 6–й этап – анализ деятельности по сопровождению. Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости детей данной категории. На учебных занятиях дети могут отказываться работать, поэтому необходимо создавать положительный эмоциональный контакт педагога с обучающимися. Дружеское общение, заинтересованность внутренним миром и потребностями ребенка, совместная деятельность педагога и детского коллектива помогают ребенку с нарушениями физического и умственного развития выработать адекватную самооценку, правильную оценку своих возможностей, социально адаптироваться к требованиям образовательного учреждения. Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на таких детей должно способствовать достижению двух целей: 1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача – создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира. 2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна. Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поможет ребёнку лучше усваивать образовательную программу. Преподаватель должен быть не фотографом, а художником; а способ преподавания – не объективным, а субъективным. Очень важно с первых дней пребывания в колледже сформировать у детей интерес к учебным занятиям, желание учиться и выполнять задание педагога. Этому способствует внимательное отношение педагога к обучающимся, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Необходимо всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к образовательному учреждению, учению. Пока самоконтроль недостаточно сформирован, нужен повышенный контроль со стороны педагога. Работа педагогического коллектива в образовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Для этого необходимо выстроить верный путь обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Знания, по работе с детьми данной категории, необходимы каждому педагогу, так как на сегодняшний день количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья становится все больше и все они идут обучаться в средние профессиональные образовательные учебные заведения. При организации комплексного социально–педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в среднем профессиональном образовательном учреждении студентам–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделять особое внимание, оказывать педагогическую поддержку и быть искренне заинтересованным в том, чтобы они состоялись как личности, как профессионалы, были оптимально социально и психологически интегрированы в сообщество.

Категория: Биология
24.01.2023 11:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!