СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под жизненными событиями, ведущими к кризису, понимают обстоятельства, создающие потенциальную или активную угрозу удовлетворению основных потребностей ребенка, обеспечивающих его развитие.

Кризис ( от греч.–решение, поворотный пункт, исход) определяет в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребёнка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладанию с последствиями их воздействия.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Далеко не о каждом ребенке можно догадаться, что он нуждается в помощи, с первого взгляда. Поэтому основным методом выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является НАБЛЮДЕНИЕ. Естественно, нужно владеть определенными педагогическими и психологическими знаниями, чтобы знать, за чем именно наблюдать.

Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:

  • Большая неуверенность и беспомощность. Повышенная тревожность и страхи.
  • Повышенная эмоциональность.
  • Ощущение внешнего давления и напряжения.
  • Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.

Индивидуальные реакции на психотравму у ребенка варьируют в зависимости от следующих обстоятельств:

  • выраженности угрозы жизни, здоровью, психике ребенка;
  • возможности получить объективную информацию о происходящем, повлиять на ситуацию и предугадать дальнейший ход развития событий;
  • уровня интеллекта и личностных особенностей пострадавшего;
  • социальных факторов, в частности, от наличия поддержки со стороны взрослых, общества и близких.

Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:

  • Возрастные кризисы.
  • Кризисы утраты и разлуки.
  • Травматические кризисы.

Если первый и второй тип кризиса можно легко определить по факту, то травматический кризис может быть тщательно скрыт и долгое время медленно разрушать душу ребенка.

Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.

Выделяются травмы, причинённые не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причинённые людьми, - все виды насилия, жесткое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.

По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травматические ситуации.

Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребёнком:

  • Физическое жестокое обращение.
  • сексуальное насилие.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка.
  • Психологическое насилие.

Любое насилие может быть явным и скрытым. Оно может быть также актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом. Насилие над ребёнком может происходить:

  • дома – со стороны родственников или соседей,
  • в школе – со стороны педагогов или детей,
  • на улице – стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

У ребёнка, подвергшегося жестокому физическому обращению, могут наблюдаться следующие физические признаки:

  • изменения на коже (царапины, следы ударов);
  • повреждения костей или мягких тканей;
  • гематомы;
  • кровоизлияние сетчатки глаза;
  • ушибы тела;
  • определённый тип ожогов или рубцов после них (множественные – от сигарет, утюга т другие);
  • следы укусов;
  • выявляемые с помощью рентгена закрытые переломы, смещения суставов и другие.

Психологические:

  • наличие у ребёнка стресс-синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморный» кожи, бледности);
  • характерное выражение лица ребёнка (его называют «постоянной бдительностью», «взглядом косули»);
  • наличие в поведении ребёнка рефлекторных жестов и поз защиты.

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершенное над ними физическое насилие

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину своих физических повреждений и травм
  • отсутствие друзей
  • боязнь идти домой после школы
  • странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т.д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома
  • суицидальные попытки
  • делинкветное поведение
  • употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Последствиями пренебрежения или плохого обращения с ребёнком являются:

- в раннем возрасте – задержка психо-речевого и физического развития, потеря способности развиваться;

- в более старших возрастах – подверженность физическим травмам, заболеваниям, отравлениям вследствие несчастных случаев.

Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.

Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребенка постоянно изменяется.

Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации.

Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.д.

В случае если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.

Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям.

В кризисной ситуации реакции ребёнка могут быть:

экспрессивными – ребёнок проявляет сильные эмоции, может плакать, кричать, рыдать, смеяться, но главным при этом является невозможность контролировать себя;

контролируемыми – ребёнок пытается сдерживать себя, внешне может выглядеть чрезмерно спокойным;

шоковыми – ребёнок как бы оглушён, подавлен, ему трудно понять, что с ним произошло.

Все эти типы реагирования могут сменят друг друга, складывать в определённый тип поведения, из которых обычно выделят следующее:

1.Интернализированное поведение

Дети, обнаруживающие этот тип поведения, часто изолированы и закрыты. Они не стремятся к взаимодействию с другими. Также они:

  • проявляют признаки сниженного настроения вплоть до депрессии;
  • обнаруживают недостаток спонтанности и игрового поведения;
  • послушный и легко податливый;
  • кажутся чрезмерно бдительными и пугливыми;
  • пугаются нетипичных раздражителей и боятся нового;
  • имеют проблемы со сном и засыпанием;
  • часто жалуются на боль в животе и голове, нарушение пищевого цикла;
  • склонны к аддиктивному (зависимому) поведению;
  • формулирую угрозу суицида;
  • склоны к диссоциативным расстройствам;
  • демонстрируют аутоагрессию (наносят себе ожоги порезы и т.п.).

2.Экстернализированное поведение

Дети с экстернализированным поведением направляют своим эмоции и чувства вовне, на других детей, на взрослых, на предметы. Как правило, они:

  • агрессивны, враждебны и деструктивны;
  • могут вести себя вызывающе, могут сами спровоцировать избиения или сексуальные посягательства на себя, могут сами нападать на других;
  • часто издеваются над животными (вплоть до их убийства);
  • склонны к деструктивным формам поведения (например, к поджогам, вандализму);
  • могут демонстрировать сексуально окрашенное или сексуально направленное поведение.

3. Как особый феномен наряду с двумя основными типами поведения выделяется сексуализированное поведение, присущее прежде всего детям, пережившим сексуальное злоупотребление.

Основные проявления сексуализированного поведения следующие:

  • Ребёнок чрезмерно озабочен сексуальными темами и демонстрирует навязчивое сексуально окрашенное поведение.
  • Ребёнок проявляет раннюю зрелую сексуальную активность.
  • Ребёнок совершает агрессивные сексуальные действия.
  • Ребёнок вступает в беспорядочные сексуальные отношения, занимается проституцией.
  • Ребёнок демонстрирует сексуальные отклонения.

Если ваши наблюдения привели вас к подозрению, что ребенок нуждается в помощи, необходимо действовать немедленно.

Следующий шаг – это СБОР ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ. Необходимо иметь полное представление о семье, месте проживания, круге общения, особенностях здоровья и т.д. Для этого проводятся беседы с кл.руководителем, родителями, соседями и одноклассниками, обязательно посещается квартира или дом, где живет ребенок. Самого же ребенка в 90% случаев напрямую спрашивать бесполезно, поэтому параллельно важно наладить с ребенком ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Создав доверительные отношения, можно постепенно добиться того, что ребенок вам откроется и будет готов поделиться своей бедой.

Только после этого можно начинать работу непосредственно с психотравмой. Психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, строится на поэтапном переходе от одного метода к другому:

1. этап. Принятие факта произошедшего. Проходя через фазы шока, гнева, а затем депрессии, человек приближается к контакту с происшедшим. Человек должен осознать все чувства, испытываемые им в трудной ситуации, осознание их как нормальной реакции на ситуацию, разрешить себе испытывать эти чувства. В момент переживания горя человек должен «выплакать» его, выговориться, отреагировать те чувства которые должны быть. На этом этапе используются ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, МЕТОДЫ ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ И ПСИХОДРАМА.

2.этап Контакт с ценностями. Переосмысление жизненных ценностей. Подумать с какими ценностями входит в противоречие та ситуация в которой оказался человек, уничтожила ли эта ситуация эти ценности, изменились ли как то эти ценности. С какими ценностями входит в противоречие та ситуация или травма пережитая человеком. Здесь решается задача восстановление чувства личной целостности.( МЕТОД СИСТЕМНЫХ РАССТАНОВОК и т.п.)

3.этап Помощь в принятии ответственности за свое поведение. Что из происшедшего зависело от клиента и насколько. Здесь очень важно избегать обобщений «ничего не зависело», «все из-за меня». Важнейшей задачей является избавление от непродуктивного чувства вины, как агрессии направленной на себя. Только преодолев ложное самообвинение можно выйти на действительную ответственность, дающую силы, а не мешающую жить. ( МЕТОД КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ)

4.этап Помощь в принятии вызова ситуации. Нахождение смысла. Переключение с рассуждений: «Что я теперь могу ждать от жизни?» на размышление «Что теперь жизнь ждет от меня?». От вопросов «За что?» и «Почему?», к поиску решений «Что делать в конкретной ситуации». Главная задача – восстановление контроля над происходящим. Помочь человеку прийти в состояние готовности к изменениям. (МЕТОДЫ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЯ)

Важно помнить, что вызываясь помочь ребенку, необходимо использовать только те методы и приемы, которыми владеешь в совершенстве, и действовать по принципу «Не навреди!»

04.02.2020 11:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП