СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План урока
Тема урока: «Межпредметная интеграция на занятиях по общему фортепиано с учащимся отделения духовых инструментов».
Цель урока: развитие музыкального мышления учащегося посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь.
Задачи урока:
а) Образовательные: - формировать навыки эффективного использования всего комплекса полученных знаний; - овладеть способами интеграции музыкального мышления, музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и навыков.
б) развивающие: - развивать направленность ученика на различные стороны музыкального мышления; - развивать музыкально-слуховые, исполнительские навыки.
в) воспитательные: - воспитывать культуру сольного исполнительства; - воспитывать ученика в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности и профессионализма.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения: анализ, метод звуковой наглядности, метод диалога.
Образовательные технологии: - технология развивающего обучения; - информационно-коммуникационная технология.
Средства обучения: музыкальный инструмент, нотный материал, ноутбук.
Ход урока:
Актуальность данной темы определяется несколькими важными моментами:
- данная тема позволяет практически реализовать метод комплексного подхода к обучению. Комплексный профессиональный подход предполагает тесную взаимосвязь и практическое использование всех знаний, умений и навыков, полученных учеником в процессе обучения;
- в век компьютеризации, расширения информационного поля учащихся страдает сфера эмоционального, профессионального развития детей.
Успешность работы над музыкальным произведением зависит от многих составляющих – это возможность освоить произведение технически, способность осмыслить особенности гармонического языка, художественного и эмоционального развития произведения, иными словами – это ежедневная кропотливая работа.
Сегодня на уроке мы покажем работу над одним произведением – Евгений Дога «Вальс» в сокращенном и облегченном переложении для фортепиано.
Для наиболее глубокого проникновения в произведение используем возможности межпредметной интеграции.
Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения.
1.Биографическую справку готовит ученик. И сейчас Даниил вкратце представит нам биографию композитора Евгения Доги.
2. История возникновения танцевального жанра, анализ композиции.
Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки пришли к нам из позднего Средневековья. В эпоху Возрождения рукописные сборники танцевальных мелодий предназначались не только для пения, но и для исполнения на разных инструментах (лютне, органе…), нередко эти мелодии исполняли небольшие инструментальные ансамбли.
С XV века появляются ранние образцы клавирной литературы. В процессе обучения фортепианному мастерству освоение танцевальных жанров имеет особое значение. В образном содержании танцев наиболее ярко и доходчиво преломляются национальный калорит, вкусы и эстетические нормы эпохи.
Знакомство с танцами разных эпох дает возможность ставить и решать конкретные исполнительские задачи, касающиеся характера туше, артикуляции, педализации и других особенностей пианизма.
В первой половине XIX века появляются танцы, которым суждено было завоевать симпатии всех слоев общества. Простота и своеобразная магия повторяющихся ритмов мгновенно делают их всеобщими любимцами – на аристократических и общественных балах, гуляниях и маскарадах. Независимо от социального положения, возраста и способностей жители всей Европы и даже России увлеченно вальсируют…
ВАЛЬС
Почву для вальса готовили многочисленные вращательные танцы разных народов – французская вольта, польский куявяк, австрийский лендлер, немецкая аллеманда и другие. Благодаря более оживленному темпу вальса плавное кружение в трехдольном размере приобрело особую полетность. Привлекальным было новое положение партнеров в танце.
Вальс быстро утвердился в профессиональной музыке. На его основе композиторы-романтики создают целые сюиты, блестящие концертные пьесы, поэмы, вокальные миниатюры; вальс входит в оперы, балеты и даже симфонии. Признанными королями вальсов считаются члены семейства Штраусов. Упоительный вихрь вальса привлекает и других авторов – К.М.Вебер и Ф.Шопена, Ф.Листа и П.Чайковского. В их музыке вальс становится символом одухотворенности, проникновенной искренности и душевной чистоты.
Все эти качества относятся к Вальсу из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь» композитора Евгения Доги.
В интернете я нашла таблицу, которая, по моему мнению, поможет Даниилу наиболее полно использовать свои теоретические знания.
По таблице:
1.Одноголосная мелодия в партии правой руки. Звучит печально, нежно, плавное движение четвертями. Ассоциация с инструментами симфонического оркестра – скрипки или флейта.
2.Тональность – ля минор
3.Размер – 12/8
Темп – в темпе вальса
Особенности - переход ко второй части: развитие музыки происходит за счет секвенций – Accelerando-ускоряя
Перед кодой – ritenuto-замедляя
4.Тембр (ассоциация с другими инструментами) – мелодия – флейта, подголосок - скрипки
Аккомпанемент: духовые инструменты
5.Ритм – мелодические фразы: четверти, пунктирный ритм
аккомпанемент: I ч. –триоли; II ч. – разложенный аккорд
6.Динамика – начало – P (пиано), секвенцианное развитие мелодии усиливает динамику, II часть – кульминационная – F (форте),
Кода – заключение – P (пиано).
– осмысленный разбор
7.Работа по техническому освоению текста:
- работа над интонированием мелодической линии, исключая толчки и дробления;
- Работа над умением выстраивать линию фразы;
- различие штриха в руках.
3. Музыкально-слуховые представления
Данный этап работы ведется в настоящее время.
Вначале, чтобы ученик лучше услышал партию аккомпанемента : как динамически она должна звучать по отношению к мелодической линии, я разделила обе партии на аккомпанемент и мелодию, причем мелодию Даня играет с листа. Скажу прямо, эта работа привычна для Даниила и трудностей у него не вызывает.
Следующий этап работы – использование навыка концертмейстера. Вызывает определенные технические трудности до сих пор. Целью данного этапа является усовершенствование слуховых навыков, а именно внимательно слушать мелодию и вплетать аккомпанемент, не солируя, в музыкальный рисунок. Партию и мелодии, и аккомпанемента исполняет Клесов Даниил.
Затем следует обязательно совместить полученные музыкально-слуховые навыки в самостоятельном исполнении Вальса.
Нас ожидает еще один этап работы – педализация. Я уверена, что ученик с этим справится до экзамена.
Итог урока:
Межпредметные и интегральные связи:
- стимулируют тягу к знаниям;
- укрепляют интерес к предмету;
- расширяют заинтересованность;
- углубляют знания;
- способствуют становлению интересов профессионального плана.
© 2021, Гуменюк Ольга Васильевна 237