СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока «Межпредметная интеграция на занятиях по общему фортепиано с учащимся отделения духовых инструментов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Тема урока: «Межпредметная интеграция на занятиях по общему фортепиано с учащимся отделения духовых инструментов».

Цель урока: развитие музыкального мышления учащегося посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь.

Задачи урока:

а) Образовательные: - формировать навыки эффективного использования всего комплекса полученных знаний; - овладеть способами интеграции музыкального мышления, музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и навыков.

б) развивающие: - развивать направленность ученика на различные стороны музыкального мышления; - развивать музыкально-слуховые, исполнительские навыки.

в) воспитательные: - воспитывать культуру сольного исполнительства; - воспитывать ученика в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности и профессионализма.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: анализ, метод звуковой наглядности, метод диалога.

Образовательные технологии: - технология развивающего обучения; - информационно-коммуникационная технология.

Средства обучения: музыкальный инструмент, нотный материал, ноутбук.

Ход урока:

Актуальность данной темы определяется несколькими важными моментами:

- данная тема позволяет практически реализовать метод комплексного подхода к обучению. Комплексный профессиональный подход предполагает тесную взаимосвязь и практическое использование всех знаний, умений и навыков, полученных учеником в процессе обучения;

- в век компьютеризации, расширения информационного поля учащихся страдает сфера эмоционального, профессионального развития детей.

Успешность работы над музыкальным произведением зависит от многих составляющих – это возможность освоить произведение технически, способность осмыслить особенности гармонического языка, художественного и эмоционального развития произведения, иными словами – это ежедневная кропотливая работа.

Сегодня на уроке мы покажем работу над одним произведением – Евгений Дога «Вальс» в сокращенном и облегченном переложении для фортепиано.

Для наиболее глубокого проникновения в произведение используем возможности межпредметной интеграции.

  1. Состема обще-эстетических, исторических, теоретических и специальных музыкальных знаний, как механизм активации музыкально-образного мышления учащихся.

Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения.

1.Биографическую справку готовит ученик. И сейчас Даниил вкратце представит нам биографию композитора Евгения Доги.

2. История возникновения танцевального жанра, анализ композиции.

Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки пришли к нам из позднего Средневековья. В эпоху Возрождения рукописные сборники танцевальных мелодий предназначались не только для пения, но и для исполнения на разных инструментах (лютне, органе…), нередко эти мелодии исполняли небольшие инструментальные ансамбли.

С XV века появляются ранние образцы клавирной литературы. В процессе обучения фортепианному мастерству освоение танцевальных жанров имеет особое значение. В образном содержании танцев наиболее ярко и доходчиво преломляются национальный калорит, вкусы и эстетические нормы эпохи.

Знакомство с танцами разных эпох дает возможность ставить и решать конкретные исполнительские задачи, касающиеся характера туше, артикуляции, педализации и других особенностей пианизма.

В первой половине XIX века появляются танцы, которым суждено было завоевать симпатии всех слоев общества. Простота и своеобразная магия повторяющихся ритмов мгновенно делают их всеобщими любимцами – на аристократических и общественных балах, гуляниях и маскарадах. Независимо от социального положения, возраста и способностей жители всей Европы и даже России увлеченно вальсируют…

ВАЛЬС

Почву для вальса готовили многочисленные вращательные танцы разных народов – французская вольта, польский куявяк, австрийский лендлер, немецкая аллеманда и другие. Благодаря более оживленному темпу вальса плавное кружение в трехдольном размере приобрело особую полетность. Привлекальным было новое положение партнеров в танце.

Вальс быстро утвердился в профессиональной музыке. На его основе композиторы-романтики создают целые сюиты, блестящие концертные пьесы, поэмы, вокальные миниатюры; вальс входит в оперы, балеты и даже симфонии. Признанными королями вальсов считаются члены семейства Штраусов. Упоительный вихрь вальса привлекает и других авторов – К.М.Вебер и Ф.Шопена, Ф.Листа и П.Чайковского. В их музыке вальс становится символом одухотворенности, проникновенной искренности и душевной чистоты.

Все эти качества относятся к Вальсу из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь» композитора Евгения Доги.

  1. Музыкально-теоретический анализ произведения. Интеграция музыкально-теоретических и специальных знаний в процессе работы над музыкальным произведением.

В интернете я нашла таблицу, которая, по моему мнению, поможет Даниилу наиболее полно использовать свои теоретические знания.

По таблице:

1.Одноголосная мелодия в партии правой руки. Звучит печально, нежно, плавное движение четвертями. Ассоциация с инструментами симфонического оркестра – скрипки или флейта.

2.Тональность – ля минор

3.Размер – 12/8

Темп – в темпе вальса

Особенности - переход ко второй части: развитие музыки происходит за счет секвенций – Accelerando-ускоряя

Перед кодой – ritenuto-замедляя

4.Тембр (ассоциация с другими инструментами)мелодия – флейта, подголосок - скрипки

Аккомпанемент: духовые инструменты

5.Ритм – мелодические фразы: четверти, пунктирный ритм

аккомпанемент: I ч. –триоли; II ч. – разложенный аккорд

6.Динамика – начало – P (пиано), секвенцианное развитие мелодии усиливает динамику, II часть – кульминационная – F (форте),

Кода – заключение – P (пиано).

осмысленный разбор

7.Работа по техническому освоению текста:

- работа над интонированием мелодической линии, исключая толчки и дробления;

- Работа над умением выстраивать линию фразы;

- различие штриха в руках.

3. Музыкально-слуховые представления

Данный этап работы ведется в настоящее время.

Вначале, чтобы ученик лучше услышал партию аккомпанемента : как динамически она должна звучать по отношению к мелодической линии, я разделила обе партии на аккомпанемент и мелодию, причем мелодию Даня играет с листа. Скажу прямо, эта работа привычна для Даниила и трудностей у него не вызывает.

Следующий этап работы – использование навыка концертмейстера. Вызывает определенные технические трудности до сих пор. Целью данного этапа является усовершенствование слуховых навыков, а именно внимательно слушать мелодию и вплетать аккомпанемент, не солируя, в музыкальный рисунок. Партию и мелодии, и аккомпанемента исполняет Клесов Даниил.

Затем следует обязательно совместить полученные музыкально-слуховые навыки в самостоятельном исполнении Вальса.

Нас ожидает еще один этап работы – педализация. Я уверена, что ученик с этим справится до экзамена.

Итог урока:

Межпредметные и интегральные связи:

- стимулируют тягу к знаниям;

- укрепляют интерес к предмету;

- расширяют заинтересованность;

- углубляют знания;

- способствуют становлению интересов профессионального плана.

Категория: Музыка
23.06.2021 22:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!