СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом....

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные факты для применения на уроке истории Казахстана, мероприятии по истории, на классном часе.

Наше созидание должно опираться на богатейший исторический опыт.

Мечтая о достойном будущем, давайте помнить исторический опыт.

Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом

Нурсултан НАЗАРБАЕВ

Без знания прошлого нет будущего. Потому,наверное, мы с гордостью отмечаем много знаменательных дат, смыкая историческое прошлое с днем сегодняшним.В 2015 году мы праздновали 550 лет со дня основания Казахского ханства, 20-летие Ассамблеи народа Казахстана и Конституции Республики Казахстан, 170-летие Абая. Под венец уходящего года – в ноябре – исполнилось 180 лет со дня рождения Чокана Валиханова.Есть еще одно важнейшее событие в истории Казахстана:Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписан в Женеве протокол о вступлении Казахстана в ВТО.Наше поколение обязано сохранить и развивать национальную культуру и традиции, собирать по крупицам наше культурное достояние.История учит:страна сильна только тогда, когда един народ.Ведь….

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с Другими чингисидами. Жанибек (Абу Сайд), сын хана Барака, правнук Урус-хана, со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в …….годах откочевали из ханства Абулхаира во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упа¬док. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр по¬терпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы собрать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов всех слоев общества. возникновение Казахского ханства,«первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом…».В его истории имеются много «белых пятен» и спорных моментов. По мнению одних исследователей, Казахское ханство было полноценным государством, другие же отрицают саму возможность создания государства кочевниками.Интересно узнать, воспринималось ли современниками Казахское ханство как государство?

. И здесь очень важным является изучение применяемой в исторических источниках терминологии, которая поможет объяснить.

ИТАК,Как известно, Казахское ханство было создано

Керей-ханом (Гирей-хан) и Жанибек-ханом в 870году хиджры / 1465/66 гг. В русских архивных материалах XV- начала XVIII века оно фигурирует

под термином «Казацкая (вар. Казатцкая, Кайсац-кая, Киргиз-казацкое, Киргис-кайсацкая, Казачья) Орда». В ногайских документах в отношении него

применяются иногда выражения «Бараков Царев Казацкий юрт» и «Урусов царев юрт». Так, например, в 1538 году ногайский Кошмухаммед (Кошум)-мирза сообщал Московскому князю Ивану Васильевичу: «Так бы еси ведал: наперед того на Баракове цареве на Казацком юрте ходили есмя». В том же году Келмухаммед-мирза писал: «.Урусов царев юрт был Бога забыл, и нашего слова забыл,и шерть свою порушил. И Бог и того нам дал». Эти выражения являются показателем династийной преемственности правителей Казахского ханства

от ханов Ак-Орды в глазах ногайцев.Наряду с этим, в отношении Казахского ханства в текстах некоторых документов Посольского приказа Московского государства встречаются факты использования термина «государство». Так,

например, в 1595 году дьяк Василий Щелкалов,принимая послов Сефевидского шаха Аббаса I в посольской палате, говорил следующее: «…А государь наш великий сильный государь, многие государства приклонились к государю нашему и учинились под его царьскою рукою: Казацкая и Колмацкая Орда, иные многие государства». В 1600 году при английском дворе русские послы утверждали:«…А внове прибыле государства учинились под в[еликого] государя нашего царскою рукой: иверской Александр царь з братьею з грузинские цари,

Казацкие и Колматцкие Орды Тевкель царь з братею и со всею Казацкою Ордою и Калматцкою». В персоязычных письменных источниках встречается арабо-персидский термин «мамлакат» ?????) ), от которого происходит современное

казахское слово «мемлекет» (государство).Однако, в начале XVI века этим термином обозначалось не государство, а какое-то владение. Это достаточно отчетливо отражено в труде Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани,где говорится о «мамлакат-е Сыганак», также автор применял термин «мамлакат» в отношении Сабрама, Карши и других городов и владений.Таким образом, согласно русским и персоязычным источникам, современниками, Казахское хан-

ство воспринималось как суверенное государство.Признание Казахского ханства государством отражено также в применяемой в источниках титулатур верховного правителя казахов.Как известно, в восточных письменных источни-

ках относительно правителей Казахского ханства используются термины-титулы «хан» и «хакан».Как отмечал академик В.В. Бартольд, «…в Средней Азии в отдельных государствах, возникших после распада монгольской мировой империи,слово «хан» было собственно титулом государя».

Относительно второго термина он писал: «Хакан– арабское написание тюркского царского титула каган. Этот титул носили уже государи древнейшего из народов, называвших себя «тюрк».позднее делалось различие кан (или хан) и каган (или хакан), и хакан стали понимать в значении «хан ханов». Однако в исторических сочинениях XV-XVI вв. между ними не делается никаких

различий. Хотя в большинстве письменных источников казахский верховный правитель конца XV – начала XVI века,Бурундук назван ханом, в тексте вакфной грамоты Михр Султан-ханым, дочери Бурундука, он – «почитаемый хан и преславный хакан».

В русских архивных документах в отношении казахских ханов (например, Касыма, Хакк-Назара,Тауекеля, Есима и др.) употребляется термин «царь». Например, в описи Царского архива XVI века имеется следующая запись: «Ящик 38-й. А в нем книги и списки казатцкие при Касым царе …». Кроме титула «царь» в русских документах встречается и употребление в отношении казах-

ских правителей термина «государь». Так, например, летом 1521 года великий князь московский Василий Иванович, по-видимому получивший известие о смерти Касым-хана, наказывал своему послу В.М. Третьяку-Губину: «Да Казатцкую Орду ему пытати, кто ныне в казакех государь …». Описывая сложившуюся в Казахском ханстве после смерти Хакк-Назара ситуацию, в 1581 году в Москве ногайский посол Байкеш Темиров говорил:«А государя на Казатцкой Орде нет, а есть дей у них царевичь, да еще не посажен».

Русские и восточные персоязычные письменные источники ясно указывают на то, что Московское государство и персоязычный мир рассматривали

казахских ханов как самостоятельных правителей государства и признавали их высокий статус.Вследствие чего напрашивается вывод: изучение употребляемой в источниках терминологии показывает, что Казахское ханство современника-

ми воспринималось как суверенное государство, а его правители - государи, были равными по рангу другим правителям.

Если говорить о населении Каз. ханства, то мне интересно было оседлое …

В XV-XVII в в. казахи вели кочевое и полукочевое скотоводство в соответствии с природно-климатическими условиями зоны сухих степей и полупустынь. Маршруты и годичные циклы кочевания cо сменой сезонных пастбищ нередко менялись под влиянием, главным образом, политических событий. В целом, очертания границ казахских родов охватывали территорию от Поволжья до Алтая и Тянь-Шаня, от берегов Сырдарьи до Сибири. Следует так же отметить, что в начале XV в. территория Казахского ханства была гораздо меньше, чем территория расселения тюркских племен, которые вошли в состав государства позднее. Включение в Казахское ханство территории от северных границ Хорезма до р. Жайык (Урал) произошло при Хак-Назар хане (1538-1580 гг.); Вхождение Ногайского юрта связано с окончательным упадком Ногайской Орды. Таким образом, только в середине XVI в. окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов - носителей определенных хозяйственно-культурных укладов.

С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого Населения многоплановую роль: Сыгнак был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и Кыпчака, Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы), Сайрам, Отрар относились к числу крупных торгово-экономических центров Юга Казахстана.

Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны, прежде всего, торговыми отношениями, через эти города проходили транзитные торговые пути Йндии, Шгая и Европы. В XV-XVII в.в. эти города также служили в качестве политических центров: в них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье). Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседлоземледельческих центров; постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеков Мавреннахра. По приблизительным расчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки.

Вместе с тем, само существование контроля над городами дает право говорить об единой системе экономических отношений, позволяющей сочетать различные хозяйственно-культурные уклады.

По свидетельствам источников, казахи обладали огромными стадами, исчислявшимися десятками и даже сотнями тысяч голов. Ведущее место в скотоводстве занимали овцы. Мясо и молоко овец употреблялись ё пищу, шерсть и кожа шла на изготовление войлока, одежды, посуды и т.д.

В жизни кочевника огромное место занимала лошадь. «Мы жители степей»,- говорит хан Касым, - «у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Гпавное наше богатство состоит в лошадях».

Фазаллах Рузбихан в начале XVI века, побывав в казахских степях, сравнивает ее благодать с райским уголком: «Эти подобные раю степи считают они обиталищем своего могущества, весенним жилищем покоя и отдыха», - пишет он о казахах* «Численность стад их коров и овец, счет табунов их лошадей никто, кроме Всевышнего, совершенное знание которого океан бескрайний не знает. И ни один счетчик, считающий на пальцах, и ни один писец, составляющий реестры, не смогут сосчитать количество их скота».

Восточные авторы этого периода дают также интересные сведения, касающиеся сезонных перекочевок казахов. Большинство из нйх говорят, что казахи в летнюю пору обитают в области реки Едиль (Волга), спускаясь к зиме к окрестностям Сыра (Сырдарьи): «они из пределов степи и области реки Едиль, которую называют Итиль, они, ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев и передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений, через два месяца прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сейхун, которую называют Сыр».

В рассматриваемое время (XV-XVII вв.) земледелие развивалось в основном на юге, в районе Туркестано-Ташкентского оазиса Все документы, относящиеся к указанному периоду,.отмечают достаточно активное развитие земледелия вблизи городских центров, В хозяйственной структуре крупных и малых городов занятие земледелием играло значительную роль. Казахские города окружали сады и огороды, бахчи и виноградники, поля и пастбища. Городские жители отличались гостеприимством. Восточный автор пишет: «Когда у кого-либо в доме уважаемый гость делается кунаком и хозяин дома по отношению к нему исполняет правила гостеприимства и угощения, что является обычным для жителей Туркестана, то если возникла нужда в мясе, хозяин тотчас же, закинув за плечо могучий лук с несколькими стрелами, выходил на охоту. Он отправлялся в степь и сразу же мастерским большим пальцем делал жирного кулана мишенью своей охотничьей стрелы».

М. Шейбани хан в начале XVI века во время похода на казахов несколько недель со своим многочисленным войском простоял в городе Аркук и собрал запасы продуктов на месяц вперед. «Прибывшие из городов, полей и степей, бухарских и самаркандских, воины не имели с собой «съестных припасов»,: - пишет очевидец. И «решено было собрать на месяц с лишним продовольствия для похода на узбеков и казахов». Местное население вынуждено было нести бремя этого налога. Историк удивляется: «это весьма диковинное; потому что если бы прохождение такого войска случилось через Мавереннахр, Хорасан, Ирак и Азербайджан и оно потребовало бы продовольствия на месяц, то возможно, разорилось и погибло бы множество народа от наказаний и мучений при поисках Зерна».

Земледелие развивалось не только на юге, но и в северных степных регионах. Венециайский купец Барборо отмечает оригинальные способы земледелия у степных племен: «кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются. нагружают телеги семенами, приводят нужных животных и направляются к назначенному месту. Затем возвращаются в орду». Кочевые аулы в таких случаях стараются не отходить от своих полей слишком далеко «не удаляясь больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеб не созреет».

Большую роль в жизни кочевников играла торговля. Кочевники XV- XVII веков вели активную торговлю с соседними странами, часто выступая даже в роли гарантов трансконтинентальной торговли между Востоком и Западом, Эта роль заключалась в посреднической деятельности, в охране и сопровождении караванов. Активная торгово-ремесленная деятельность существовала на юге, в западных и центральных степных городках. Рузбихан, рассказывая о причинах священной войны против казахов, пишет; «Казахские купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним. Купцы этой страны вхожи в их среду, заучивают предписания ислама, и сейчас с ханами и султанами - мусульмане. Они читают Коран, исполняют молитвы, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак» и т.д.

2. Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-

1.АТЫГАЕВ НУРЛАН АДИЛЬБЕКОВИЧ – историк, кандидат исторических наук, доцент.

Категория: История
21.03.2016 20:15


© 2016 748

Рекомендуем курсы ПК и ПП