© 2016 748
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интересные факты для применения на уроке истории Казахстана, мероприятии по истории, на классном часе.
Наше созидание должно опираться на богатейший исторический опыт.
Мечтая о достойном будущем, давайте помнить исторический опыт.
Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом
Нурсултан НАЗАРБАЕВ
Без знания прошлого нет будущего. Потому,наверное, мы с гордостью отмечаем много знаменательных дат, смыкая историческое прошлое с днем сегодняшним.В 2015 году мы праздновали 550 лет со дня основания Казахского ханства, 20-летие Ассамблеи народа Казахстана и Конституции Республики Казахстан, 170-летие Абая. Под венец уходящего года – в ноябре – исполнилось 180 лет со дня рождения Чокана Валиханова.Есть еще одно важнейшее событие в истории Казахстана:Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписан в Женеве протокол о вступлении Казахстана в ВТО.Наше поколение обязано сохранить и развивать национальную культуру и традиции, собирать по крупицам наше культурное достояние.История учит:страна сильна только тогда, когда един народ.Ведь….
Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с Другими чингисидами. Жанибек (Абу Сайд), сын хана Барака, правнук Урус-хана, со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в …….годах откочевали из ханства Абулхаира во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упа¬док. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр по¬терпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы собрать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов всех слоев общества. возникновение Казахского ханства,«первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом…».В его истории имеются много «белых пятен» и спорных моментов. По мнению одних исследователей, Казахское ханство было полноценным государством, другие же отрицают саму возможность создания государства кочевниками.Интересно узнать, воспринималось ли современниками Казахское ханство как государство?
. И здесь очень важным является изучение применяемой в исторических источниках терминологии, которая поможет объяснить.
ИТАК,Как известно, Казахское ханство было создано
Керей-ханом (Гирей-хан) и Жанибек-ханом в 870году хиджры / 1465/66 гг. В русских архивных материалах XV- начала XVIII века оно фигурирует
под термином «Казацкая (вар. Казатцкая, Кайсац-кая, Киргиз-казацкое, Киргис-кайсацкая, Казачья) Орда». В ногайских документах в отношении него
применяются иногда выражения «Бараков Царев Казацкий юрт» и «Урусов царев юрт». Так, например, в 1538 году ногайский Кошмухаммед (Кошум)-мирза сообщал Московскому князю Ивану Васильевичу: «Так бы еси ведал: наперед того на Баракове цареве на Казацком юрте ходили есмя». В том же году Келмухаммед-мирза писал: «.Урусов царев юрт был Бога забыл, и нашего слова забыл,и шерть свою порушил. И Бог и того нам дал». Эти выражения являются показателем династийной преемственности правителей Казахского ханства
от ханов Ак-Орды в глазах ногайцев.Наряду с этим, в отношении Казахского ханства в текстах некоторых документов Посольского приказа Московского государства встречаются факты использования термина «государство». Так,
например, в 1595 году дьяк Василий Щелкалов,принимая послов Сефевидского шаха Аббаса I в посольской палате, говорил следующее: «…А государь наш великий сильный государь, многие государства приклонились к государю нашему и учинились под его царьскою рукою: Казацкая и Колмацкая Орда, иные многие государства». В 1600 году при английском дворе русские послы утверждали:«…А внове прибыле государства учинились под в[еликого] государя нашего царскою рукой: иверской Александр царь з братьею з грузинские цари,
Казацкие и Колматцкие Орды Тевкель царь з братею и со всею Казацкою Ордою и Калматцкою». В персоязычных письменных источниках встречается арабо-персидский термин «мамлакат» ?????) ), от которого происходит современное
казахское слово «мемлекет» (государство).Однако, в начале XVI века этим термином обозначалось не государство, а какое-то владение. Это достаточно отчетливо отражено в труде Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани,где говорится о «мамлакат-е Сыганак», также автор применял термин «мамлакат» в отношении Сабрама, Карши и других городов и владений.Таким образом, согласно русским и персоязычным источникам, современниками, Казахское хан-
ство воспринималось как суверенное государство.Признание Казахского ханства государством отражено также в применяемой в источниках титулатур верховного правителя казахов.Как известно, в восточных письменных источни-
ках относительно правителей Казахского ханства используются термины-титулы «хан» и «хакан».Как отмечал академик В.В. Бартольд, «…в Средней Азии в отдельных государствах, возникших после распада монгольской мировой империи,слово «хан» было собственно титулом государя».
Относительно второго термина он писал: «Хакан– арабское написание тюркского царского титула каган. Этот титул носили уже государи древнейшего из народов, называвших себя «тюрк».позднее делалось различие кан (или хан) и каган (или хакан), и хакан стали понимать в значении «хан ханов». Однако в исторических сочинениях XV-XVI вв. между ними не делается никаких
различий. Хотя в большинстве письменных источников казахский верховный правитель конца XV – начала XVI века,Бурундук назван ханом, в тексте вакфной грамоты Михр Султан-ханым, дочери Бурундука, он – «почитаемый хан и преславный хакан».
В русских архивных документах в отношении казахских ханов (например, Касыма, Хакк-Назара,Тауекеля, Есима и др.) употребляется термин «царь». Например, в описи Царского архива XVI века имеется следующая запись: «Ящик 38-й. А в нем книги и списки казатцкие при Касым царе …». Кроме титула «царь» в русских документах встречается и употребление в отношении казах-
ских правителей термина «государь». Так, например, летом 1521 года великий князь московский Василий Иванович, по-видимому получивший известие о смерти Касым-хана, наказывал своему послу В.М. Третьяку-Губину: «Да Казатцкую Орду ему пытати, кто ныне в казакех государь …». Описывая сложившуюся в Казахском ханстве после смерти Хакк-Назара ситуацию, в 1581 году в Москве ногайский посол Байкеш Темиров говорил:«А государя на Казатцкой Орде нет, а есть дей у них царевичь, да еще не посажен».
Русские и восточные персоязычные письменные источники ясно указывают на то, что Московское государство и персоязычный мир рассматривали
казахских ханов как самостоятельных правителей государства и признавали их высокий статус.Вследствие чего напрашивается вывод: изучение употребляемой в источниках терминологии показывает, что Казахское ханство современника-
ми воспринималось как суверенное государство, а его правители - государи, были равными по рангу другим правителям.
Если говорить о населении Каз. ханства, то мне интересно было оседлое …
В XV-XVII в в. казахи вели кочевое и полукочевое скотоводство в соответствии с природно-климатическими условиями зоны сухих степей и полупустынь. Маршруты и годичные циклы кочевания cо сменой сезонных пастбищ нередко менялись под влиянием, главным образом, политических событий. В целом, очертания границ казахских родов охватывали территорию от Поволжья до Алтая и Тянь-Шаня, от берегов Сырдарьи до Сибири. Следует так же отметить, что в начале XV в. территория Казахского ханства была гораздо меньше, чем территория расселения тюркских племен, которые вошли в состав государства позднее. Включение в Казахское ханство территории от северных границ Хорезма до р. Жайык (Урал) произошло при Хак-Назар хане (1538-1580 гг.); Вхождение Ногайского юрта связано с окончательным упадком Ногайской Орды. Таким образом, только в середине XVI в. окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов - носителей определенных хозяйственно-культурных укладов.
С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого Населения многоплановую роль: Сыгнак был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и Кыпчака, Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы), Сайрам, Отрар относились к числу крупных торгово-экономических центров Юга Казахстана.
Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны, прежде всего, торговыми отношениями, через эти города проходили транзитные торговые пути Йндии, Шгая и Европы. В XV-XVII в.в. эти города также служили в качестве политических центров: в них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье). Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседлоземледельческих центров; постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеков Мавреннахра. По приблизительным расчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки.
Вместе с тем, само существование контроля над городами дает право говорить об единой системе экономических отношений, позволяющей сочетать различные хозяйственно-культурные уклады.
По свидетельствам источников, казахи обладали огромными стадами, исчислявшимися десятками и даже сотнями тысяч голов. Ведущее место в скотоводстве занимали овцы. Мясо и молоко овец употреблялись ё пищу, шерсть и кожа шла на изготовление войлока, одежды, посуды и т.д.
В жизни кочевника огромное место занимала лошадь. «Мы жители степей»,- говорит хан Касым, - «у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Гпавное наше богатство состоит в лошадях».
Фазаллах Рузбихан в начале XVI века, побывав в казахских степях, сравнивает ее благодать с райским уголком: «Эти подобные раю степи считают они обиталищем своего могущества, весенним жилищем покоя и отдыха», - пишет он о казахах* «Численность стад их коров и овец, счет табунов их лошадей никто, кроме Всевышнего, совершенное знание которого океан бескрайний не знает. И ни один счетчик, считающий на пальцах, и ни один писец, составляющий реестры, не смогут сосчитать количество их скота».
Восточные авторы этого периода дают также интересные сведения, касающиеся сезонных перекочевок казахов. Большинство из нйх говорят, что казахи в летнюю пору обитают в области реки Едиль (Волга), спускаясь к зиме к окрестностям Сыра (Сырдарьи): «они из пределов степи и области реки Едиль, которую называют Итиль, они, ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев и передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений, через два месяца прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сейхун, которую называют Сыр».
В рассматриваемое время (XV-XVII вв.) земледелие развивалось в основном на юге, в районе Туркестано-Ташкентского оазиса Все документы, относящиеся к указанному периоду,.отмечают достаточно активное развитие земледелия вблизи городских центров, В хозяйственной структуре крупных и малых городов занятие земледелием играло значительную роль. Казахские города окружали сады и огороды, бахчи и виноградники, поля и пастбища. Городские жители отличались гостеприимством. Восточный автор пишет: «Когда у кого-либо в доме уважаемый гость делается кунаком и хозяин дома по отношению к нему исполняет правила гостеприимства и угощения, что является обычным для жителей Туркестана, то если возникла нужда в мясе, хозяин тотчас же, закинув за плечо могучий лук с несколькими стрелами, выходил на охоту. Он отправлялся в степь и сразу же мастерским большим пальцем делал жирного кулана мишенью своей охотничьей стрелы».
М. Шейбани хан в начале XVI века во время похода на казахов несколько недель со своим многочисленным войском простоял в городе Аркук и собрал запасы продуктов на месяц вперед. «Прибывшие из городов, полей и степей, бухарских и самаркандских, воины не имели с собой «съестных припасов»,: - пишет очевидец. И «решено было собрать на месяц с лишним продовольствия для похода на узбеков и казахов». Местное население вынуждено было нести бремя этого налога. Историк удивляется: «это весьма диковинное; потому что если бы прохождение такого войска случилось через Мавереннахр, Хорасан, Ирак и Азербайджан и оно потребовало бы продовольствия на месяц, то возможно, разорилось и погибло бы множество народа от наказаний и мучений при поисках Зерна».
Земледелие развивалось не только на юге, но и в северных степных регионах. Венециайский купец Барборо отмечает оригинальные способы земледелия у степных племен: «кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются. нагружают телеги семенами, приводят нужных животных и направляются к назначенному месту. Затем возвращаются в орду». Кочевые аулы в таких случаях стараются не отходить от своих полей слишком далеко «не удаляясь больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеб не созреет».
Большую роль в жизни кочевников играла торговля. Кочевники XV- XVII веков вели активную торговлю с соседними странами, часто выступая даже в роли гарантов трансконтинентальной торговли между Востоком и Западом, Эта роль заключалась в посреднической деятельности, в охране и сопровождении караванов. Активная торгово-ремесленная деятельность существовала на юге, в западных и центральных степных городках. Рузбихан, рассказывая о причинах священной войны против казахов, пишет; «Казахские купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним. Купцы этой страны вхожи в их среду, заучивают предписания ислама, и сейчас с ханами и султанами - мусульмане. Они читают Коран, исполняют молитвы, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак» и т.д.
2. Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-
1.АТЫГАЕВ НУРЛАН АДИЛЬБЕКОВИЧ – историк, кандидат исторических наук, доцент.
© 2016 748