СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медико-педагогические аспекты оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Охрана и укрепление здоровья детей является важнейшей задачей дошкольных учреждений с момента создания системы дошкольного образования. Этапным событием для организации оздоровительной работы в дошкольных учреждениях нашей страны стала монография Альбицкого и Баранова «Часто болеющие дети — пути оздоровления», изданная в 1986 году. На большом репрезентативном статистическом материале авторами были обоснованы и рассчитаны повоз¬растные критерии для выделения групп часто болеющих детей, исследованы причины частой заболеваемости, при этом выявлено приоритетное влия¬ние на состояние здоровья ребенка факторов, характеризующих образ жизни семьи. Результаты исследования позволили обосновать комплекс организационных, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленный на сни¬жение заболеваемости и укрепление здоровья детей в ДОУ. А в ходе орга¬низационного эксперимента впервые были доказаны значение комплексного подхода к решению вопросов про¬филактики, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов; необходимость привлечения родителей к процессу оздоровления. С момента издания монографии все оздорови¬тельные программы, разработанные в нашей стране, опираются на данные и разработки этих авторов. Спустя более 20 лет мы может констатировать, что оздоровительная работа в ДОУ продолжает развиваться, о чем свидетельствует большое коли¬чество публикаций, посвященных этой теме. Однако заболеваемость детей в ДОУ остается высокой и не имеет тенденции к снижению. В публикациях последних лет под¬черкивается тревожная ситуация, скла¬дывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников. В этой возрастной группе наблюдается рост заболеваемости практически по всем классам болезней. Особенностью со¬временной патологии детского возраста являются частый переход острых форм заболеваний в рецидивирующие и хро¬нические, а также нарастание первичной патологии. Всероссийская диспансеризация детского населения позволила уточнить состояние здоровья детей в стране и подтвердила, что за последние де¬сятилетия сформировались устойчи¬вые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей; рост распространенности факторов риска развития хронической патологии, увеличение показателей заболеваемо¬сти и инвалидности. Доля здоровью детей снизилась, но одновременно увеличилось количество детей, имеющих хроническую патологию. Сегодня большинство детей до¬школьного возраста нуждается в актив¬ном и целенаправленном наблюдении г оздоровлении. От эффективности этих мероприятий во многом зависит даль¬нейшая судьба ребенка, его здоровье, физическое и психическое развитие, возможность получения полноценно¬го образования. Состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низ¬ких показателях здоровья и плохой посещаемости ДОУ не могут быть реализованы учебно-воспитательные программы. Таким образом, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает осо¬бую актуальность. Появление большого количества новых оздоровительных программ, про¬филактических методик, препаратов, стимулирующих защитные силы орга¬низма; новых вариантов физиотера¬певтического оборудования не только открывает широкие возможности, но и остро ставит вопрос правильного выбора. Для дальнейшего развития и оптимизации профилактической работы в дошкольных учреждениях необходим комплексный подход. Комплексный подход в данном случае предполагает • научно-методическое обоснование оздоровительной программы; • использование для оздоровления детей только хорошо изученных, апро¬бированных в педиатрической практике профилактических методик; • четкую организацию оздоровительных мероприятий; • индивидуальный подход к каждому ребенку — учет и соблюдение имеющихся противопоказаний и сроков медотводов; • организацию проведения врачебно-педагогического контроля; • ежегодную оценку эффективности оздоровительной программы по окон¬чании курса оздоровления. Все оздоровительные програм¬мы, независимо от выбора оздорови¬тельных методик, должны включать три основных раздела 1. Повышение медицинской актив¬ности родителей. 2. Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. 3. Укрепление иммунитета — по¬вышение защитных сил организма ребенка. Повышение медицинской активности родителей Общеизвестно, что состояние здоровья родителей является одним из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие является не только чисто биологическим, но и про¬является опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности. В социальной педиатрии под ме¬дицинской активностью понимается характер поведения человека с це¬лью предупреждения заболеваний и во время их возникновения. Осозна¬ние здоровья как ценности и наличие целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению является важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения. Для полноценной реабилитации ребенка и укрепления его здоровья необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в ДОУ, но и в домашних условиях, поскольку положительной динамики здоровья можно достичь только со¬вместными действиями педагогов, ме¬диков и родителей. Работа с родителями может строить¬ся по следующим направлениям: • беседа с родителями и анкети¬рование при поступлении ребенка в ДОУ с целью получения дополнительной информации, в том числе для выявле¬ния индивидуальных противопоказаний для использования отдельных средств оздоровления; • родительские собрания с участием медицинского персонала; • оформление письменного согла¬сия родителей на проведение оздоро¬вительных мероприятий в ДОУ; • консультации врача, психолога, инструктора ЛФК; • информация для родителей по оздоровлению и профилактике в виде информационных стендов; • лекции и письменные рекомен¬дации для родителей. Как наиболее актуальные можно порекомендовать следующие темы: «Профилактика ОРВИ и гриппа», «Питание детей», «Закали¬вание». В настоящее время имеется боль¬шое количество изданий, посвященных вопросам профилактики, оздоровления, здорового образа жизни. К сожалению, не вся эта литература является полез¬ной. Поэтому целесообразно иметь в ДОУ материалы по вопросам оздоровле¬ния и список рекомендованных врачом книг Все это позволяет расширить зна¬ния родителей в вопросах медицины и профилактики заболеваний, вовлечь их в проведение оздоровительных мероприя¬тий, повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка, а следовательно, способствует улучшению показателей здоровья детей. Соблюдение санитарно- гигиенических и противоэпидемиологических норм Доказано, что среди причин высокой заболеваемости дошкольников суще¬ственное значение имеют нарушения теплового режима в ДОУ и нерациональ¬ное использование одежды детей в по¬мещении и на улице. Переохлаждение и перегревание оказывают отрицательное влияние на функциональное состояние организма ребенка и приводят к повы¬шению заболеваемости. Свежий воздух необходим детям для правильного развития и укрепления здоровья — в подтверждение этого общеизвестного факта можно при¬вести современные научные данные: комплексные санитарно-гигиенические исследования, проведенные учеными Санкт-Петербургской медицинской ака¬демии им. И. И. Мечникова, доказывают что при нарушении режима проветри¬вания в ДОУ в воздухе в течение дня в 2—3 раза увеличивается концентра¬ция углекислого газа, накапливаются антропоксины, повышается микробная обсемененность, что обусловливает высокую заболеваемость детей. Общеизвестно также, что для со¬хранения физического и психического здоровья детей необходимо соответ¬ствие режима дня гигиеническим нор¬мам. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ регламентируют все эти моменты. Каза¬лось бы, проблем не должно возникать, однако они есть. Так, ежедневная суммарная про¬должительность прогулки не достигает положенных 4—4,5 часов у большинства дошкольников. В холодное время года часто нарушается режим проветрива¬ния. Список нарушений санэпидрежима можно продолжить. А ведь все это факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья детей говоря о длительности прогулок, ре¬жиме дня, рациональной одежде, функ¬циональной обуви, о недопустимости посещения ДОУ детьми с признаками заболеваний, мы вновь возвращаемся к необходимости санитарного просве¬щения родителей. Главная задача — оптимизация условий жизни ребенка не только в ДОУ, но и в семье. Для этого необходимо последовательно формировать навыки здорового образа жизни у детей и взрослых. Повышение реактивности организма ребенка, укрепление иммунитета Анализ литературы по вопросам оздоровления и нормативных актов, регламентирующих оздоровительную работу в ДОУ, позволяет определить основные мероприятия этого раздела оздоровительной программы: • закаливание; • массаж; • ЛФК; • физиотерапевтические мероприя¬тия (в первую очередь ОУФО); • фитотерапевтические мероприятия (в том числе кислородные коктейли); • медикаментозные средства, на¬правленные на повышение неспеци¬ фической резистентности организма ребенка. Медикаментозные препараты, при¬меняемые в ДОУ, достаточно разноо¬бразны. Практически во всех програм¬мах в той или иной форме использу¬ются витаминопрепараты. Известно, что гиповитаминоз, возникающий при любых воспалительных процессах и хронических заболеваниях, снижает эффективность всех лечебных меро¬приятий. Следовательно, проведение витаминотерапии (при оздоровлении) детей является настоятельной необ¬ходимостью. Не менее важным пред¬ставляется использование эубиотиков для профилактики и коррекции дисбак¬териоза. Широко используются иммуно¬моделирующие препараты, комплексные гомеопатические средства. Для оздо¬ровления детей могут использоваться только сертифицированные, апроби¬рованные в педиатрической практике, доказавшие свою эффективность в ходе многолетнего использования и имеющие минимальное количество противопоказаний медикаментозные препараты. Среди закаливающих мероприятий наиболее часто используют влажные обтирания, контрастные воздушные и контрастные ножные ванны. Известно, что целью закаливания организма детей, проживающих в условиях умеренного климата, является не адаптация их к холоду, а формирование живой и адекватной реакции организма, в пер¬вую очередь его терморегулирующей системы, на постоянно изменяющиеся условия внешней среды. С этой точки зрения оптимальным видом закаливания следует считать круглогодичные занятия спортом на свежем воздухе. При выборе мероприятий, направ¬ленных на повышение общей рези¬стентности организма ребенка, следует руководствоваться четкими критериями. Независимо от характера воздействия применяться могут только сертифициро¬ванные, разрешенные к использованию в детском возрасте методики. Значе¬ние имеет не только отдельная взятая методика, а сочетание совместимых, взаимодополняющих методов. Мероприятия, направленные на повышение защитных сил организма, являются важным, обязательным разч делом любой оздоровительной про¬граммы, однако публикации последних лет свидетельствуют о том, что только эти мероприятия, не подкрепленные активным воздействием на образ жизы ребенка, не приводят к существенному снижению заболеваемости. Это ещ< раз свидетельствует о необходимост комплексного подхода к организаци! оздоровительной работы. Первоочередная задача ДОУ — соэ дание оздоровительного режима, опти' мальных условий для роста и развития ребенка, к которым относятся: • индивидуальный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья уровня психического развития; • доброжелательное отношение к детям, проведение всех мероприятий на положительном эмоциональном фоне; • строгое соблюдение санитарно- эпидемиологических требований (в т.ч. оптимальный температурный режим и рациональная одежда в помещении и на улице); • рациональное питание с заменой продуктов-аллергенов детям-аллергикам; • оздоровительные мероприятия в рамках режима дня с соблюдением методов (в т.ч. закаливание с использо¬ванием оптимальных схем и методик); • физкультурные мероприятия с со¬блюдением медограничений и сроков методтводов; • мероприятия, направленные на укрепление иммунитета, повышение за¬щитных сил организма (фито- и физио¬терапия, медикаментозные средства) Дошкольные учреждения, где ре¬бенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные возможности для проведения профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке, являются оптимальной базой для организации оздоровительной работы. Но детский сад — не лечебное учреждение. Его задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепле¬ние здоровья детей.

02.12.2017 17:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!