СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мелкая моторика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Письмо– это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью

Овладение письмом– трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Все эти игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.

«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

Замок.

На дверях висит замок.(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли! (Показать ладошки)

Апельсин.

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать мелкие предметы, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких деталей: семян, пуговиц, веточек и т. д. Любят дети (а потому и охотно занимаются этим) аппликации с использованием крупы или семян.

Вырезывание ножницами– один из необходимых навыков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножницами. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Симметричное вырезывание, вырезывание различных фигурок из старых журналов, открыток – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание – самые распространенные, известные всем детям и родителям занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо научить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Выполняя работу по раскрашиванию,в отличие от работы, связанной с написанием букв, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. К ним относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради и умения держать карандаш и ручку. Не стоит ограничиваться каким – то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом требуют различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.

Работа с бумагой, оригами, плетение.Развитию точных движений руки помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги корабликов, самолетиков, фигурок зверей.

Графические упражнения — способствуют подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, писать с наклоном сверху вниз и снизувверх важно при формировании почерка. Задания на развитие графических навыков решают сразу несколько задач, влияют на общее интеллектуальное развитие, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

-Штриховать только в заданном направлении.

-Не выходить за контуры фигуры.

-Соблюдать параллельность линий.

-Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.

Уровень развития мелкой моторики– один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

10.12.2015 21:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!