СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Метод эйдетики - способ развития образной памяти.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.
3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.
Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Ребята – ребята решают ребус
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Женщина - варит щи
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
2. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Пловец – пловец плывет в плове
Соловей - соловей поет соло
Ужин – ужи на ужин?
Комната – живёт Ната
3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/
4. Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
На уроке заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Урок математики.
Как ты думаешь, на что похож ноль?
На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.
Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.
А два на что?
Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.
Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.
Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.
Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.
Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.
Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.
Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском — spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать — СПУН — спит, свернувшись клубочком в ложке.
Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.
Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.
Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.
Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.
Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.
Русский язык
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.
4. Выводы
Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!
Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха..
© 2017, Лукаш Наталья Витальевна 503