СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод опережающего обучения на уроках лыжной подготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод опережающего обучения предполагает, что, изучая с учащимися программный материал, учитель исподволь включает в уроки новые элементы, такие, которые будут осваиваться в последующем.

Структура лыжных ходов. Реализуя на практике содержания учебных тем лыжной подготовки, учитель часто сталкивается с тем, что рамки учебной программы того или иного класса сдерживают возможности учащихся.

В лыжной технике, как правило, один элемент вытекает из другого, одно движение – из предыдущих, диапазон навыков – и самой специфики самой учебной деятельности на лыжне. Учитель всегда найдет в изучаемом материале такие упражнения и технические элементы, которые помогут освоить последующие, более поздние и сложные разделы программы, причем у школьников постоянно будет присутствовать ощущение узнавание новых движений, знакомство все с большим числом технических элементов.

Важным фактором, способствующим опережающему обучению, является предварительное создание у учеников правильного, ясного и четкого представления о движении. Это можно сделать, демонстрируя основные схемы фаз лыжных ходов или показывая эти фазы на самодельной шарнирной модели фигуры лыжника, а также с помощью объяснения рисунков, схем, фотографий лыжников при выполнении ими различных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов.

Что касается функциональной подготовки учащихся, развитие у них выносливости, качества, во многом определяющего здоровья человека, то этот раздел программы так же требует от учителя физической культуры внимательного и творческого подхода. Известно, что состав учащихся даже одного класса далеко не однороден по своему физическому развитию и возможностям. Очень часто одни школьники по своему биологическому возрасту значительно опережают других, некоторые же отстают в своем развитии. Это обязательно нужно учитывать учителю, планирующему работу по лыжной подготовке с определенным классом. 

Имеется еще один фактор, способствующий опережению в освоении программного материала. Это определенные наукой периоды интенсивного развития у школьников физических качеств. Ориентируясь на эти данные, можно определить для каждой возрастной группы школьников, для каждого класса, какие качества в этом возрасте наиболее активно наращиваются. Отсюда целенаправленный подбор упражнений. В одном классе необходимы упражнения с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости – они дадут наибольший эффект, в другом – на развитие общей выносливости, в третьем – на повышение скоростных качеств.

Базируясь на знании данных особенностях развития физических качеств школьников и акцентируя внимания на них, учитель сможет наиболее рационально построить учебный процесс и получить необходимый эффект.

 

Метод опережающего обучения предполагает, что, изучая с учащимися программный материал, учитель исподволь включает в уроки новые элементы, такие, которые будут осваиваться в последующем. «Узнавание» учащимися этих элементов при дальнейшем обучении позволяет им быстрее и эффективнее овладевать новым материалом, так как он будет в определенной степени уже знакомым. Преимущества данного метода в том, что он, увеличивая период времени на освоение нового материала позволяет подтянуть самых слабых учеников до уровня лучших.

Возможность применения метода опережающего обучения на уроках лыжной подготовки обусловлено самим построением школьной программы физического воспитания. Последовательное построение учебного раздела «Лыжная подготовка», при котором за определенными элементами лыжной техники изучаются следующие, в той или иной степени связанные с предыдущими «и так же от класса к классу» позволяет учителю физической культуры заглянуть вперед, проследить связь этих элементов и построить обучение таким образом, чтобы осуществить предполагаемое обучение. Последовательность учебного материала не должна исключать его параллельного освоения.

Структура лыжных ходов. Во многом способствует эффективности применения данного метода. Почти в любом лыжном ходе имеются элементы, являющиеся опорой для освоения техники другого хода. Так, например, основой всех классических лыжных ходов является попеременный двухшажный ход. Главная задача учителя – научить учащихся этому ходу. Обучение осуществляется поэтапно. По программе в 1 и во 2 классах изучают скользящий шаг без палок и с палками; в 3 – переходят к освоению попеременного хода.

При этом учитель почти всегда сталкивается с такой трудностью: учащиеся довольно быстро осваивают основы скользящего шага без палок или держа палки в руках, но при попытке в 3 классе сразу перейти к попеременному двухшажному ходу «т.е. активно отталкиваться палками в сочетании со скользящим шагом» у них нарушается структура движений хода. Появляются дискоординация, вынос палок штырями вперед, двухопорное скольжение и другие грубые ошибки. Почему подобное происходит? Дело в том, что, тщательно разучивая в течении первых двух лет скользящий шаг и добиваясь образования прочного навыка в этом элементе хода, учитель очень часто не заглядывает вперед, не пытается так же тщательно обучить школьников отталкиванию палками. Поэтому при переходе к попеременному двухшажному ходу этот элемент остается абсолютно новым для учащихся и скоординировать его с движениями ног в скользящем шаге становится очень сложно.

Следует же, опережая начало обучения попеременному двухшажному ходу, сделать предварительно знакомыми ученикам все его основные элементы, а не только скользящий шаг. Для этого вместе с образованием прочного навыка скользящего шага уже на первом этапе обучения в 1-2 классах, отдельно надо отработать движения рук лыжника с палками по следующей схеме: вынос палок вперед – постановка их на снег штырями вниз-назад – нажим руками и туловищем – отталкивание назад за линию наклона туловища. Упражнения по этой схеме выполняются в начале на месте, затем в движении под уклон и «полушагом», с одной и двумя палками. Если вместе с прочным навыком скользящего шага будет так же прочно закреплен навык отталкивания палками, переход в 3 классе к попеременному двухшажному ходу пройдет безболезненно. При этом методе даже самые слабо координированные ученики справятся с поставленной задачей без грубых ошибок.

Реализуя на практике содержания учебных тем лыжной подготовки, учитель часто сталкивается с тем, что рамки учебной программы того или иного класса сдерживают возможности учащихся. Так, изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода продолжается с 1 по 5 класс и только в 5 классе к этому добавляется изучение достаточно простого одновременного бесшажного хода. В то же время учитель видит, что многие учащиеся имеют желание и возможность освоить элементы лыжной техники, включенные в разделы последующих лет обучения. Исходя из этого, учитель может исподволь готовить такое опережение программы, включая в урок упражнения, вытекающие уже из ранее изученных ходов и являющиеся составной частью планируемых к изучению движений.

Например, в процессе совершенствования учащихся в технике попеременного двухшажного хода можно акцентировать их внимание на таких специально-подготовительных упражнениях, как самокат, самокат с отталкиванием одной палкой, попеременная и одновременная постановка палок на снег, отталкивание палками при передвижении под уклон бесшажным одновременным и попеременным ходами. Первые два упражнения вырабатывают навык отталкивания одной лыжой при скольжении на другой, следующие умение применять попеременные и одновременные отталкивания палками. Неоднократное выполнение этих упражнений позволит прочно закрепить эти навыки. Впоследствии уверенное владение данными упражнениями даст возможность учащимся легко перейти к одновременным ходам. Отталкивание ногой, знакомое ученикам по упражнению «самокат», соединяются с так же знакомым одновременным отталкивание палками. В результате – одновременный одношажный ход уже намечен.

Еще пример. Разучивая поворот переступанием на месте, легко можно сделать и первый шаг- ступеньку к освоению данного поворота в движении. Для этого нужно, хорошо разучив поворот переступанием на месте в дальнейшем раз от разу требовать от учащихся наращивание быстроты движений в этом элементе техники. В итоге это приведет к тому, что школьники будут делать его как бы скользящими прыжками, отталкиваясь боковым ребром лыж. А это уже основа аналогичного поворота в движении. В дальнейшем к данному знакомому учащимися движению добавляется отталкивание палками и скольжение на каждой лыже. И поворот движений будет разучен довольно быстро всеми занимающимися.

Разучивая стойки спуска, учащиеся многократно спускаются со склона и заканчивают скольжение после выката на ровный участок. Чтобы прокат был не слишком далеким, учитель может показать им, как проще отталкиваться, разводя задники лыж в стороны, и что нужно для этого сделать. Попытки остановиться таким способом позже позволят учащимся легче понять и освоить торможение плугом и упором.

В лыжной технике, как правило, один элемент вытекает из другого, одно движение – из предыдущих, диапазон навыков – и самой специфики самой учебной деятельности на лыжне. Учитель всегда найдет в изучаемом материале такие упражнения и технические элементы, которые помогут освоить последующие, более поздние и сложные разделы программы, причем у школьников постоянно будет присутствовать ощущение узнавание новых движений, знакомство все с большим числом технических элементов.

Важным фактором, способствующим опережающему обучению, является предварительное создание у учеников правильного, ясного и четкого представления о движении. Это можно сделать, демонстрируя основные схемы фаз лыжных ходов или показывая эти фазы на самодельной шарнирной модели фигуры лыжника, а также с помощью объяснения рисунков, схем, фотографий лыжников при выполнении ими различных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов.

После такой подготовительной работы освоение нового учебного материала происходит легче и быстрее, поскольку у учащихся уже создано надежное представление о движении. Этим создаются условия, обеспечивающие опережение знаний учащимся предмета изучения, знания и самых главных элементов лыжной техники.

Активизировать обучение наиболее трудным элементам техники можно с помощью комментированного выполнения упражнения каждым учащимся и комментированным управлением. Если быть кратким, то суть метода в том, что ученик в начале выполнения движения проговаривает вслух как он будет его выполнять: какие движения и в какой последовательности он будет делать руками, ногами и туловищем. Такое комментирование ученик может осуществлять и по ходу выполнения упражнений.

Что касается функциональной подготовки учащихся, развитие у них выносливости, качества, во многом определяющего здоровья человека, то этот раздел программы так же требует от учителя физической культуры внимательного и творческого подхода. Известно, что состав учащихся даже одного класса далеко не однороден по своему физическому развитию и возможностям. Очень часто одни школьники по своему биологическому возрасту значительно опережают других, некоторые же отстают в своем развитии. Это обязательно нужно учитывать учителю, планирующему работу по лыжной подготовке с определенным классом. 

Дифференцирование заданий учащимся с учетом их биологического возраста дает возможность большинству из них не только справляться с требованиями учебной программы, но и значительно опережать их без особого напряжения. Такая дифференциация в заданиях будет способствовать быстрому прогрессу наиболее способных учащихся и одновременно принесет большой эффект подготовки физически менее развитых учеников класса. Обычная для лыжных уроков погоня на лыжне слабых учеников за сильными приводит к тому, что они постоянно работают не на оптимальных, а на максимальных, предельных режимах частоты сердечных сокращений, а это не тренирует, а, наоборот, истощает системы, лимитирующие выносливость организма. Кроме того, постоянное перенапряжение приводит к потере желания заниматься лыжной подготовкой. Отсюда проистекают пропуски занятий или пассивное поведение на них. Выполнение же строго дозированных заданий с соответствующим возможностям каждого ученика режимом нагрузки по ЧСС позволяют школьникам эффективнее раскрыть возможности своего организма. Совершенствование функциональных возможностей проходит активнее. Разрыв между сильными и слабыми учениками сокращается.

Данные примерного биологического возраста учащихся учитель может получить в медицинском кабинете школы и определить сам, опираясь на приводимые в специальной литературе таблицы паспортного и биологического возраста школьников. Такой литературы достаточно много, в ней приводятся так же примерные объемы нагрузок для того или другого биологического возраста.

Так, например, учащиеся 3 класса, опережающие по биологическому возрасту своих одноклассников, могут получить задание преодолеть не программные 2 км, а 2,5-3 км, менее сильные пройдут примерно за это же время заданные 2км. Главное, чтобы интенсивность передвижения не превышало оптимальное ЧСС – 160-170 уд/мин.

Нередко на уроке сильные ученики, получив то же задание, что и все остальные, значительно быстрее выполняют его и затем донимают учителя вопросом: «Что делать дальше?». Учитель должен с ходу придумывать им новое задание. В других случаях сильные ученики, справившись с заданием, просто – напросто «остывают», дожидаясь выполнения его другими одноклассниками. И то и другое плохо.

При учете же биологического возраста учащихся и дифференциации заданий в соответствии с ним сильные получают нагрузки, опережающие учебную программу, способствующие лучшему закреплению технических навыков в процессе преодоления большего расстояния за то же время, что и основная часть класса. А так как требования программы от класса к классу увеличивается, как правило, ненамного, то выполнять задания с опережением программы для большинства учеников, владеющих основами техники лыжных ходов, не составит особого труда. Тем более, что это не самоцель, а большая возможность для совершенствования важнейших систем организма, определяющих развитие выносливости. Тренирует эти системы продолжительное воздействие на них определенных двигательных режимов.

Имеется еще один фактор, способствующий опережению в освоении программного материала. Это определенные наукой периоды интенсивного развития у школьников физических качеств. Ориентируясь на эти данные, можно определить для каждой возрастной группы школьников, для каждого класса, какие качества в этом возрасте наиболее активно наращиваются. Отсюда целенаправленный подбор упражнений. В одном классе необходимы упражнения с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости – они дадут наибольший эффект, в другом – на развитие общей выносливости, в третьем – на повышение скоростных качеств. Так, с 1 по 8 класс интенсивно развивается быстрота, с 4 по 11 – скоростно-силовые качества, с 6 класса резко увеличиваются силовые возможности школьников, с 7 класса следует активно развивать выносливость – она дает в этот период наибольший прирост.

Базируясь на знании данных особенностях развития физических качеств школьников и акцентируя внимания на них, учитель сможет наиболее рационально построить учебный процесс и получить необходимый эффект.

Категория: Физкультура
02.01.2015 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!